Сибирские огни, 1927, № 3

Лебединский (представитель Иркутска): «Полтора года я хранитель картин­ ной галлереи при Иркутском музее. Она одна из лучших в Сибири: 1337 экспона­ тов. Когда я стал завом, я застал развал, год приводил инвентарь в порядок: в нем было много анекдотов, было записано: «пять фоторамок», а гравюры Ходовецкого нигде не были записаны. Помещение галлереи хорошее, весь верхний этаж камен­ ного здания. Представлены разные течения, подобраны исторически: передвижни­ ки, Мир искусства, новейшие мастера до футуристов (Бурлюк, Спасский). Имеется русский отдел (сибирская живопись с особым отделом в 160 экспонатов), азиатское искусство, отображающее Китай, Индокитай, Монголию и Корею. Отдел западной живописи в плачевном состоянии, 90 проц. экспонатов—ко­ пии. Есть спорный Пуссен. Эстампы Лесюйфа (ученик французской академии) и многое др. Пвкупная способность музея очень слаба—2 р. 50 к. в месяц на научные рас­ ходы от Главнауки. Отопление едва работает , 2° тепла в научном кабинете. Вы­ ставки музея редки. Лекционная работа слаба. Лектор—он же должен быть сто­ рожем, он же водит экскурсии: большая загруженность музейных работников. Картинной галлереей поднят вопрос о приобретении работ сибирских ху ­ дожников. Практически подойдем к этому по мере улучшения финансовой базы . Я же работаю по охране памятников старины бесплатно; просто из любви к делу. Вообще охрана поставлена плохо: я взял с собой цифры для с’езда: а) по гра­ жданскому зодчеству под охраной числится 18 памятников (могила 6 декабристов, в том числе Шелехова); б) памятники церковной архитектуры 3—Илимский, Бр а т ­ ский, Иркутский. За 6 лет работы на охрану и реставрацию памятников израсходовано 500 р. Теперь реставрация памятников не ведется вовсе, а они заслуживают внимания с'езда. 1. Проезжал я гор. Илимск (17 столетия), видел Илимские башни, сделал офорт. Эта башня в таком состоянии: низ ее—хлев, где сваливают всякую рухлядь, верх—исписан заборной литературой карандашом, мелом и даже вырублено топо­ ром; башня усиленно растаскивается на дрова. 2. Казачья походная церковь (17 стол.), покрыта внешней окраской, что является редкостью в Сибири; крыша грозит падением, в оттепель и в дождь вода льет во внутрь. Эта церковь требует исследования и сохранения. 3. Введенская Илимская. В ней сохранились еще слюдяные окна (она тоже 17 столет.). Тоже исписывается уличными надписями. 4. Церковь на заимке. С точной датой 17 столетия и слюдяными окнами. Вокруг буйно растущие деревья. Кусты лезут в окна. На хрупкую крышу упали три громадные ели. Мне с любителями с трудом удалось их срубить и убрать . В ней замечательная деревянная утварь (подсвечники и др.). Покровы тканей 18 столе­ тия, все прелое и при прикосновении рассыпается. Обмеров не было сделано. Теперь о посещаемости музея: 4 экскурсии минимум и 36 экскурсий—макси­ мум в месяц. В среднем по 35 чел. в каждой. Проведена зарисовка старого Иркутска группой художников-любителей этого дела. Зарисован, между прочим, дом дека ­ бриста Волконского. Весь материал сдан в исторический музей. Но это дело не должно кончиться одними зарисовками. С’е зд должен сказать свое веское слово в отношении реставрации. Особого внимания заслуживают: гор. Илимск, Киренск (разрушающиеся церкви) и гор. Иркутск. В последнем уже зарегистрировано па­ мятников искусств на 60 проц.». Копылов (делегат от гор. Иркутска): «Я работаю на педагогическом фронте. Большинство работ моих учеников представлено на выставке. Моя студия выросла в художественную мастерскую. Сначала было 24 учащихся, затем 16, потом 28, 45 и. наконец, 60 человек в постоянной группе, без гастролеров. Вечером занимаются взрослые. Утром детская смена (от 8 д о 16 лет). Мастерская имеет три уклона: педагогический, графический и живописный. Понемногу приобрели инвентарь, име­ ем уже два станка литографских, один хороший,—камни скупаем на барахолке. В педагогическую работу я влагаю больше творческого элемента. Синтети­ ческий Метод ставлю больше аналитического. В отношении последнего считаю нор­ мальным учебу начать импрессионизмом. А дальше—пусть проходят в ВУЗ’ах. Срок \чебы три года. Фигурный класс прекратился из-за бюджета. Всю экономию ста­ раемся использовать на его восстановление, и все же он понемногу работает. Бюд ­ жет переживает колебания. 100 проц. равны 6 с половиной тыс. руб. Это бюджет местный—плюс плата за учение. В прошлом году сократили на 300 проц. Стали сжи­ маться, сами учащиеся установили плату 2 руб. в студии, 1 руб. мастерская взро­ слых, 1 рубль детская. 20 проц. всего количества учащихся—бесплатных, есть и полуплатные: 50 коп. и 1 руб. до нового года. В этом году окрОНО утвердило сме­ ты и потребовалось для отвоевания 70 проц помощь Рабиса и Рабпроса. Но в од ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2