Сибирские огни, 1927, № 3
Вот в Кемерово построили «Дом рабочих» в старых формах английского коттеджа. Получилась страшная не вязка с сибирской обстановкой. Архитектурно-художественное образование стоит в Си бири вообще низко. Технологический Институт выпускает не художника-строителя, а просто строителя. Не дают кадр людей с художественным вкусом. Люди талантливые вы плывают случайно, потом уже дают ценности, после из вестной работы над собой. А вообще больше кустарниче ства. В Омхудпромтехникуме с 1920 г. стал существовать архитектурный факультет. Теперь есть слух, что архитек турный факультет будет закрыт или слит с деревообделоч ным. Прошу с’е зд настаивать на сохранении самостоятель ности архитектурного факультета. Все заказы на большие здания идут в Москву. Кон курсы пробуют устраивать и здесь, например, конкурс на роспись Дома Ленина, но все же расписывать поручили Гордону, хотя дали все премии. Конкурс на поликлинику недавно об’явлен. Кто в нем будет участвовать? Грамотных людей мало, или они в жюри, или они будут работать сами для конкурса—получается заколдованный круг. Если они в жюри, то некому работать, а если они будут работать, то не из кого составить жюри. Конкурсы нам все же нужны. Надо привлекать и заграничные силы, но это дорого: например, пригла шенный профессор из Германии по планировке гор. Новосибирска будет стоить 40.000 руб. Сбор материала в течение года до 100.000 руб. за работу. В Москве есть о-во «ОСА»—о-во современных архитекторов, которые более организованно проводят эту работу. У нас в Сибири есть тоже опасность тяги ар хитекторов в центр: едут учиться, лучшие отсюда уплывают в Россию. Мы оста емся на бобах. Надо настаивать, чтобы здесь, в Сибири, был художественный 'l кум в ВУЗ». Я мыслю организацию архитекторов, как секцию при о-ве «Новая Сибирь». Моя точка зрения такова: связь между художником, архитектором и скульп тором—самая близкая, надо ее укреплять. В Германии есть уже большие такого рода об’единения. Надо и нам ускорить нашу организацию. Делаю с’езду предложение: 1) организовать при сибирском о-ве художников «Новая Сибирь» архитектурную секцию, которая в дальнейшем должна вырасти до самостоятельного сибирского о-ва архитекторов, 2) преобразовать Омский техни кум в ВУЗ. Андреев (делегат от г. Иркутска): «Почему нас трое представителей от го рода. Копылов—это школа, Лебединский—при музее, я в роде, как от художников, не имеющих постоянной службы и работы. В Иркутске были выставки. Была выставка Померанцева. Выставка общая в 1923 году, с участием художников: Бигас, Дубинский, Андреев и др. Выставка Л е бединского (офорты) , Сверкунова. Были ежегодные отчетные ученические выстав ки школы Копылова. Город Иркутск в сибирской выставке в Москве не участвовал. Теперь о жизни художников. Экономические перебои, недостаток работ. «Гастролеры» вырывают имею щуюся. Им перепадает обычно декоративная работа. Где же молодому художнику выступать. Необходимо содействие госучреждений и организаций местным худож никам. Связи со школой не было. После с’езда думаем, это изменится. Это можно было бы организовать, не нарушая школьного метода. Хорошо бы устраивать об мен мнений, доклады и пр. Музей малодеятелен. Была возможность восстановить произведения китайского искусства (акварели и др.); предлагал помощь китайский консул в Иркутске. Вообще же художественная жизнь в Иркутске достаточно тиха. Картинная галлерея при музее слабо посещается. Печать слабо освещала вопросы искусства; больше места занимают заметки об убийствах. Теперь связь с газетой налаживает ся через художницу Яльцеву, работающую в редакции. У вас здесь налажена тесная связь и с писателями: у нас же Гольдберг— сухо-официален. Когда мы организуемся в о-во «Новая Сибирь», а возможность есть, силы есть—все пойдет более энергично. У нас есть кабинет литературы, возглавляемый М. К. Азадовским, иной раз он нас будирует. Лебединский читал о графике. Я—-о сибирском пейзаже». С. Надольский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2