Сибирские огни, 1927, № 3
В целях лучшей проработки предложения по этому вопросу, предлагаю создать комиссию из заинтересованных лиц—членов с'езда. Есть циркуляры, дающие право двигать местным бюджетом. З а эти годы были^ случаи передачи группам художников государственных школ в целях их сохранения от распада. З а ними сохранилось звание «государственных» для обеспечения окан чивающих. Одной частной инициативы мало. Ученик без стипендии не может учиться^ У нас есть двое крестьян—уйдут. Сельхозтехникуму даются преимущества. Это по нятно. У нас сняли все стипендии». Нагорская. Зачитывает письмо художника Гуркина о желании его открыть школу специально для детей алтайцев, рассчитанную на 25 человек. «Мы сейчас не будем говорить, нравится ли нам Гуркин, как художник, а т а к же и о том, насколько он принимал участие в гражданской войне. Нам важно, что это художник, а у нас их в Ойротии ровно двое: он и Чевалков. У художника отня ли мастерскую, выстроенную им на свои заработки с картин. Это надо изменить. Ведь каждый ремесленник, каждый столяр имеет право поставить свой верстак в своей мастерской, а художник Гуркин не имеет места, где бы он мог написать кар тину к этой выставке». Борисов . «В 1925 году в Барнауле при клубе «Красный Октябрь» была студия. Руководители—Худяшов и Борисов. Была устроена выставка.Доход пошел на инвентарь. Помещение дал политпросвет. Освещение давали сами в складчину. Осенью подняли вопрос о поддержке студии, самоокупаться не могли. Студией пользовались дети с 13 лет, взрослые и преподаватели. Работой преподавателя, вообще, надо сказать, профобр не руководит, она идет самотеком, по чувству. Правда, в случае урезывания сметы школы, всегда урезывают уроки рисования». Вощакин: «Глафпрофобр пусть учтет, что общество предлагает недостающих работников—преподавателей». Надольский: «Если закрыть в Омском техникуме живописно-декоративное отделение, что же останется от названия «Художественный ВУЗ»? Петраков: «С индустриальным и культурным ростом городов возрастут в коли честве клубы, театры. Закрытие художественно-декоративного отдела лишает деко раторов смены. У нас в Сибири вызывают декораторов из Москвы,—нам надо своих. Театр будет ра с ти , -должно расти и декоративное искусство. О положении педа гогов скажу, как учитель: урезывание бюджета сразу первого бьет работника ИЗО. Педагог-художник поставлен в полную правовую незащищенность—заболел—сокра щают без выплаты. Одно время было предположение открыть при Красноярком муз. техникуме художественное отделение, но так и не вышло». Иванов Афанасий: «Известно ли, что в школах Сибири есть и не квалифици рованные, взятые с ветру учителя? Такие, став педагогами, войдя в школу, стано вятся «художниками», хотя сами не грамотны в искусстве. ОНО руководится мини мальной оплатой этого труда. Надо пополнять ряды из своей же художественной- школы окончивших, а не брать с ветру». Л я х о в : «Я не согласен с Петраковым, что главное—выпуск декораторов. Я счи- таю важнее выпуск педагогов. Вот в школах взрослых художественные кружки ра боты не ведут, руководить некому, руководят учительницы. В школах 2 й степени вообще отношение к уроку рисования, как к «пустому уроку»; такое отношение есть и со стороны соучителей. Отчасти это оттого, что в школах учителя—безграмотные художники—смотрят на свою работу только как на заработок». Петраков. Литературы программной о преподавании рисования нет. Она нуж на. Идешь, ведь, наощупь. Программа ГУСа неосуществима. Давайте методическую литературу. М емнонов (Заключительное слово): «Я не знаю о, задержке средств профобром в 1921 году,—я здесь не был. В ближайший бюджетный период трудно проталкивать сметы. Выявление и оформление инициативы нужно заранее. Бюджет требует ясно сти. Я согласен с Вощакиным,—надо укреплять то, что есть, а то будет много и пло хого случайного, что мы зовем халтурой. Нагорской отвечу о Гуркине—это явление чисто волостное. Достаточно напи сать ему или обществу в СибОНО, и студия ему будет возвращена. И школу для детей алтайцев поддержат нацмены. О квалификации учителей: нужно взять их на учет, это задача художествен ного совета. Об оплате учителям: надо вынести постановление с 'езда по докладу. Об Омском Художественно-промышленном Техникуме: мы хотим не закры живописное отделение, а создать из него художественно-педагогическое;—часть кон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2