Сибирские огни, 1927, № 3
тического и научного подхода к разрешению вопросов художественной культуры Сибири, ПОСТАНОВИЛ: 1) существующее сибирское краевое о-во художников «Но вая Сибирь» считать наиболее целесообразной формой организации художественных сил Сибири; 2) в целях продвижения искусства в массы, считать необходимым: а) ежегодную организацию всесибирских передвижных выставок; б) непосредствен ную работу в профИЗО кружках, будируя и организуя самодеятельность масс, вы являя и отбирая все живое и творческое для совершенствования, расширяя и подго товляя зрителя, но и готовя новые творческие силы для нужд железо-бетонной Си бири; в вопросе «Сибирь в искусстве» с‘езд отмечает необходимость художнику-си- биряку обратить свое творческое внимание на Сибирь, но не ставя перед собой ее целью, а пользуясь ею, как средством, т.-е. через областное национальное в спектре совре менности, к общечеловеческому. Только при этом условии художники Сибири внесут ценный вклад в общеми ровую культуру и приблизят момент эпохи возрождения искусств Сибири. Художественное образование в Сибири и его ближайшие перспективы. (Доклад т. Мемнонова). Насколько Наркомпрос уделяет известную степень внимания художественному народному образованию, показывают программы, которые отводят определенную об ласть эстетическому воспитанию. Но в практике мы только подходим к этой работе. В наших школах недохват кадра преподавателей,—есть только работники старой школы. Если учитель хоть частично подходит к ведению дела, мы через него стараемся развивать самодеятель ность учащихся. Ведется работа со взрослыми, но сейчас резкий кризис в работ никах, и работа строится заново. Мы считаем, что художественное образование в политпросвет работе—очень важный момент. Но пока по ряду причин (главная—недостаток работников) работа не развернута. Сеть средних художественных учреждений состоит из 58 техникумов с 10.000 учащимися. Развертывание работы—в первоначальном периоде. Из художественных техни кумов на музыкальные приходится две трети общего количества, на И ЗО—одна треть. Э та сеть досталась частью от прошлого, частью создана инициативой мест. Государственная поддержка есть: из 14 техникумов 10 на госснабжении. 4—на местном специальном (худ. ИЗО). А муз. техникумов 10 на хозрасчете. Итак, госу дарство приступает к развертыванию сети. В Сибири есть пока единственный художественный техникум имени Врубеля в Омске. Дли Сибкрая этого мало. Но сравним соотношение с количеством населения. 1. Северный Кавказский край—1 техникум и на местном бюджете. 2. Приволж ский край - н е имеет. 3. Уральский край—1 техникум. 5. Черноземная область—не- имеет. Хочется дать общий очерк положения этого центра художественного просве щения в Сибири. Мы в нем работу пока развертывать не можем, а только укрепляем. Там 5 отделений: полиграфическое, текстильное, архитектурно-строительное, живописно-де коративное и деревообделочное. Омский техникум в работах его факультетов имеет два уклона: художествен ный и производственный. Имеется 18 групп—230 человек. Центр поддерживает три факультета: архитектурный, художественный и живо писно декоративный. Отпускалось средств 29.000 руб., теперь предположено отпускать 40.000 руб., но все же и этого мало. Из-за недостатка в средствах проведена реорганизация—свертывание некото рых факультетов. Пришлось об'единить деревообделочный с архитектурным. Ста вится вопрос о закрытии художественного отделения. Мы протестуем. Мы предла гаем организацию художественно-педагогического отделения, вместо чисто живо писного. Как увязан Омский техникум с потребностями Сибирского края. Архитектора, оканчивая техникум, все идут в работу ,—в них определенная! нужда. Текстильная промышленность неуклонно растет, —отсюда потребность в работ никах текстильной промышленности, что же касается политпросветработников учреж дениям,—таковых Омский техникум пока не дает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2