Сибирские огни, 1927, № 3

сказал мне, что у него есть предписание Губкома хранить эту вещь в «сухом и вид­ ном месте». Губком, конечно, по-своему был прав. Он хотел поддержать и поощрить творчество партизана и самоучки. Ошибка Губкома была только в том, что он под­ держал слишком основательно и при том человека, давшего очень слабую вещь. Если бы мы, например, печатали всех рабочих и крестьян, присылающих в редакцию свои рукописи, то редакция обратилась бы в богадельню, а литература не обогатилась ничем ценным. Таким образом, трогательные заботы до помещения в «сухие и вид­ ные» места одних и полное забвение в сырости других уживаются в этом бывшем ■сибирском «Париже». Еще маленькая деталь. Завхо з барнаульских гомховских номеров для проез­ жающих старательно пронумеровал все картины, висящие во вверенном ему учре­ ждении. Он выжег номера каленым железом на рамах и, кроме того, поставил их черной краской на самих картинах. Хотя пронумерованное небо (завхоз почему-то ставил номера на том месте плохеньких пейзажей, где голубая краска должна была изображать небо) выглядело очень уныло, но оно определенно было под хозяйским ..оком, оно охранялось и сохранялось. Тогда же я пожалел, что Барнаул не нашел такого же завхоза для картинной галлереи. Пусть он попортил бы немного картин­ ные небеса, но сохранил картины. Об этих «сырых» и «сухих» местах я писал из Барнаула, когда был там про­ ездом в Монголию в 1926 г. Но благочестивый вридредактор «Советской Сибири» т. Новохатный не поместил моей корреспонденции, он или кто-то из его консультантов по искусству нашел в ней даже элементы устряловщины. Пользуюсь случаем, чтобы сказать э то5 Об этом надо говорить громко ,надо решительно бороться с нашей художественной безграмотностью. Барнаул в этом отношении, в отношении «непро­ тивления неграмотности», пожалуй, побил рекорд. Барнаульское ГубОНО в газете «Красный Алтай», например, не так давно опубликовало «об'явление, в котором предлагало купить у него на сплав кержацкие медные иконы-складни. Иконы эти из колпекций музея, имели историческую ценность. Это об‘явление не нуждается в пояснениях. Оно говорит само з а себя». Липин . «Доклад поднял вопрос о перспективах сибирского искусствасобирать надо, стиль искать надо, но не только в станковизме, а й в других областях. Работа художника потребуется в будущем и в монументальном искусстве -т е а т р , крупные народные зрелища». Надольсхий . «1. Надо создать керамические, деревообделочные и камнеобделоч- иые мастерские для нацменьшинств, в которых будет расти, сохраняться и проя­ вляться искусство малых народностей. 2. Пора создать Сибирскую Академию Художеств, тогда не будут силы уте кать в центр, где часто, не возвращаясь, осаждаются». Зазубрин. «Сибирь—место подходящее. Здесь есть почва для расцвета искусства. Мы в литературе тоже ищем это специфически сибирское. Роль Сибири и «сибирики» в литературе огромна. Если мы учтем плотность населения Сибири и остального Союза Республики, то з а последнее время Сибирь дала, пожалуй, больше писателей, чем центр. В годы 22-23-24—русская общественная литература тематически была захвачена Сибирью. Часто две трети материалов альманахов или отдельных книг журналов были заполнены сибирским материалом. Вы и мы на хорошей почве. Но это и обязывает. О роли «навозного» и местного элементов я дополню Петракова. В литературе приезжие тоже часто отражали Сибирь. Сибирь дадут общими уси­ лиями и пришельцы и местные художники. По природе сибиряк метис. Кровь у него мешанная. Почему же не надо лазить на территорию Чевалкова или к бурятам. Надо уловить струи разноплеменных влия­ ний. Надо брать Сибирь целиком. По-моему, Петраков, призывая к углублению только местного,—призывает к узости». Сафонов. «Я хотел сказать то, что сказал Зазубрин. Русский художник в Си­ бири дает материал сибирский. А это не «сибирское искусство». Сибирское искус­ ство—это искусство малых народностей, они не заражены европеизмом. Год назад мы чествовали Сурикова,—доказывали в докладах, что он сибиряк,—но ведь он пи­ сал Сибирь, как любой европеец». Иванов Александр. «Надо лазить в сибирские углы, если не дадим нутро нац­ меньшинств, то дадим хоть внешнее отображение—уже хорошо. Приезжие-то и ото­ бражают Сибирь. Восьмая выставка АХРР это музей народов СССР. Хоть наскоком, хоть внешне, а отобразить надо*. Чевалков (Сафонову). «Вы говорите, русский художник не может отображать туземца. А Анохин? Он хорошо отображает». Нагорская : «По-моему, тоже не стоит удерживать русского художника-сиби- ряка на отображении только русского материала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2