Сибирские огни, 1927, № 3
сказал мне, что у него есть предписание Губкома хранить эту вещь в «сухом и вид ном месте». Губком, конечно, по-своему был прав. Он хотел поддержать и поощрить творчество партизана и самоучки. Ошибка Губкома была только в том, что он под держал слишком основательно и при том человека, давшего очень слабую вещь. Если бы мы, например, печатали всех рабочих и крестьян, присылающих в редакцию свои рукописи, то редакция обратилась бы в богадельню, а литература не обогатилась ничем ценным. Таким образом, трогательные заботы до помещения в «сухие и вид ные» места одних и полное забвение в сырости других уживаются в этом бывшем ■сибирском «Париже». Еще маленькая деталь. Завхо з барнаульских гомховских номеров для проез жающих старательно пронумеровал все картины, висящие во вверенном ему учре ждении. Он выжег номера каленым железом на рамах и, кроме того, поставил их черной краской на самих картинах. Хотя пронумерованное небо (завхоз почему-то ставил номера на том месте плохеньких пейзажей, где голубая краска должна была изображать небо) выглядело очень уныло, но оно определенно было под хозяйским ..оком, оно охранялось и сохранялось. Тогда же я пожалел, что Барнаул не нашел такого же завхоза для картинной галлереи. Пусть он попортил бы немного картин ные небеса, но сохранил картины. Об этих «сырых» и «сухих» местах я писал из Барнаула, когда был там про ездом в Монголию в 1926 г. Но благочестивый вридредактор «Советской Сибири» т. Новохатный не поместил моей корреспонденции, он или кто-то из его консультантов по искусству нашел в ней даже элементы устряловщины. Пользуюсь случаем, чтобы сказать э то5 Об этом надо говорить громко ,надо решительно бороться с нашей художественной безграмотностью. Барнаул в этом отношении, в отношении «непро тивления неграмотности», пожалуй, побил рекорд. Барнаульское ГубОНО в газете «Красный Алтай», например, не так давно опубликовало «об'явление, в котором предлагало купить у него на сплав кержацкие медные иконы-складни. Иконы эти из колпекций музея, имели историческую ценность. Это об‘явление не нуждается в пояснениях. Оно говорит само з а себя». Липин . «Доклад поднял вопрос о перспективах сибирского искусствасобирать надо, стиль искать надо, но не только в станковизме, а й в других областях. Работа художника потребуется в будущем и в монументальном искусстве -т е а т р , крупные народные зрелища». Надольсхий . «1. Надо создать керамические, деревообделочные и камнеобделоч- иые мастерские для нацменьшинств, в которых будет расти, сохраняться и проя вляться искусство малых народностей. 2. Пора создать Сибирскую Академию Художеств, тогда не будут силы уте кать в центр, где часто, не возвращаясь, осаждаются». Зазубрин. «Сибирь—место подходящее. Здесь есть почва для расцвета искусства. Мы в литературе тоже ищем это специфически сибирское. Роль Сибири и «сибирики» в литературе огромна. Если мы учтем плотность населения Сибири и остального Союза Республики, то з а последнее время Сибирь дала, пожалуй, больше писателей, чем центр. В годы 22-23-24—русская общественная литература тематически была захвачена Сибирью. Часто две трети материалов альманахов или отдельных книг журналов были заполнены сибирским материалом. Вы и мы на хорошей почве. Но это и обязывает. О роли «навозного» и местного элементов я дополню Петракова. В литературе приезжие тоже часто отражали Сибирь. Сибирь дадут общими уси лиями и пришельцы и местные художники. По природе сибиряк метис. Кровь у него мешанная. Почему же не надо лазить на территорию Чевалкова или к бурятам. Надо уловить струи разноплеменных влия ний. Надо брать Сибирь целиком. По-моему, Петраков, призывая к углублению только местного,—призывает к узости». Сафонов. «Я хотел сказать то, что сказал Зазубрин. Русский художник в Си бири дает материал сибирский. А это не «сибирское искусство». Сибирское искус ство—это искусство малых народностей, они не заражены европеизмом. Год назад мы чествовали Сурикова,—доказывали в докладах, что он сибиряк,—но ведь он пи сал Сибирь, как любой европеец». Иванов Александр. «Надо лазить в сибирские углы, если не дадим нутро нац меньшинств, то дадим хоть внешнее отображение—уже хорошо. Приезжие-то и ото бражают Сибирь. Восьмая выставка АХРР это музей народов СССР. Хоть наскоком, хоть внешне, а отобразить надо*. Чевалков (Сафонову). «Вы говорите, русский художник не может отображать туземца. А Анохин? Он хорошо отображает». Нагорская : «По-моему, тоже не стоит удерживать русского художника-сиби- ряка на отображении только русского материала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2