Сибирские огни, 1927, № 3
Об экономическом и культурном росте страны говорит то, что наша выставка посещается даже в будни—500 чел. в день. Значит ищут, интересуются изобразительным искусством, но ценно дать в нем отражение современности. Сибирь еще не пролетарский центр, не заросла фабриками и заводами, надо это ее состояние показать. Это состояние изменяется, индустриализация постепенно входит в действительность, и лицо Сибири меняется. Орнамент тоже гибнет: у нас в Красноярске на воротах, ставнях, много художественного самобытного, но художники не со бирают. Надо создать план в своем городе, собрать все ценное исторически и художественно. Тов. Иванов не понял фраз Вощакина: «не следует увлекаться слишком Парижем». Нет надо, в смысле искания художественности формы. Только з а увлечением формальным исканием не надо те рять себя. Борисов (Барнаул). «Девять наших художников учительствуют. д л , Иванов, Оплата низкая. От 13 до 20 р. в месяц. Художник-разовик голодает. Один художник вынужден служить билетером в кино. ОкрОНО не считается с организованными художниками профессионалами. На пример, роспись кино велась даже без ведома -Рабиса. Роспись была так неудачна, что зрительный зал пришлось перекрашивать четыре раза. До организации «Новой Сибири» у нас было ИЗО. Но тесной связи не было. Собирались редко. Была студия, но без поддержки умерла. С заказами дело доходило до суда. Художнику Худяшеву заказали плакат—портрет Ленина размером 2 ^ на ЗИ метра. Надо удивляться, как смог он его выполнить в своей низенькой комнате- клетушке. Заказчику плакат не понравился, и он потребовал обратно задаток. Мы с тру дом отстояли Худяшева. Худяшев заведует картинной галлереей, или художественным музеем. У музея было сначала три комнаты, потом две отняли. Осталась одна, сырая, холодная, со вершенно не отапливаемая-Картины в ней обречены на гибель. Свалены они на полу. Развесить их негде. Заведующий из фанатической любви к искусству пытается со хранить ценные картины. Но поддержки он нигде не встречает. Жалованье ему не платится. С памятниками старины у нас неблагополучно. С Демидовского обелиска сняли бронзовые доски и продали их частнику на переплавку. Разломали, переделали на кино домовую церковь Демидова, Церковь была взята на учет Главнаукой, следова тельно, подпала под действие декрета Совнаркома, по которому не только пере стройка ее, но даже ремонт не мог быть произведен без разрешения Главнауки. С этим декретом ОМХ‘а не посчитался и начал разлом. Мы всполошились, Тогда окр- ОНО собрало комиссию из представителей от художников, своего представителя, архитектора Казакова, и зав. географ, музеем. В комиссии нам предложили санкцио нировать уже начатую перестройку, мотивируя ее тем, что церковь все равно, мол, развалилась бы. Мы это сделать отказались и из комиссии ушли. Церковь, конечно, перестроили, не посчитались ни с комиссией, ни с Главнаукой, ни с декретом Совнар кома. Так погиб памятник старины, имеющий уникальное значение. Иконы из этой церкви растащены были еще ранее. Часть из них, написанных на полотне, пошла на декорации в клубы (использован был, собственно, только холст), часть деревянных пошла на покрышки отверстий в отхожих местах. Не думайте, что я шучу. Это факт. Худяшев просил как-то тридцать руб. на зас 'емку разрушающихся памятников' старины (намогильных сооружений и отдельных домоа). Отказали». » НаОольскии, «Я знаю дом, где сложена барнаульская «картинная галлерея». Дом старый, сырой, с одинарным полом. Картины там, конечно, заплесневеют и сгниют. В соседнем с музеем дворе, в кухне сторожки, на бочке с капустой нашел я гипсо вый торс девочки -работы Домагацкого. Это произведение искусства употреблялось вместо пресса для капусты. Соль раз 'ела гипс. Торс был попорчен. Все же я его пе редал куда следует. Тогда же в помойке было найдено дерево Коненкова. Мне хочется сказать несколько слов еще о Семипалатинске. Я там был проез дом. В одном из клубов меня поразила громадная картина, на которой был нарисован струг Стеньки Разина, его сподвижники в соответствующих костюмах, а вместо а та мана—Ленин в пиджачке, с чем-то вроде кистеня в руке. Так подлинные произведе ния искусства гниют, плесневеют, а наглая, бездарная халтура выставляется всем напоказ, хранится». Зазубрин : «Я могу дополнить Нздольского. В географическом музее в Барнауле я обратил внимание заведующего на висящую в партизанском отделе нелепую анти художественную «картину», изображающую расстрел крестьянина белыми. Заведующий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2