Сибирские огни, 1927, № 3
Поэтому неудивительно, что С‘езд отметил деятельность Каратанова , всю жизнь посвятившего исканию сибирского пей з аж а и воспитанию того художественного молодняка, из кото рого более двадцати сейчас самостоятельно работают, как худож ники. На нашем молодняке тоже заметен интерес к сибирскому: графика т. Заковряшина частично сделана под влиянием Аннен ского, частично в результате непосредственных впечатлений от сибирской старины: орнаменты на инородческой утвари, изобра жения на камнях курганов. Последняя нам ближе. Ведь в самом деле, искусство никогда не бывает аб страктно. Даже такие общемировые течения, как импрессионизм и, экспрессионизм, имели своим корнем определенные националь ные, местные экономические и художественные данные в опре деленной стране—Франции и Германии. С какой стати мы будет жить парижским искусством, когда у нас так много возможностей создать сибирское, а еле- Ив . Тютиков. довательно, жить своей жизнью. Правда, мало еще элементов, и з которых можно строить, они появляются в результате исканий. Мы должны итти через сибирское содержание, в современной ферме, к общемировому искусству ( апло- .дисмепты). Андреев. Цитирует из сборника «Красные Зори» слова Потанина о влиянии климата на искусство. «Основы исканий формы и идеологии художников-сибиряков отражены в нашей картинной галлерее, - я уже говорю: галлерее, так как после отбора работ с выставки -она таковой и явится. Эта маленькая брешь, сделанная писателями, потом художниками, она расши рится и даст выход в новое, приняв в себя и краеведческое начало. Искание форм и стиля нашей эпохи, в преломлении Сибири,—наша задача . Для этого необходимо: 1) создание при местных городских музеях отдела прикладных искусств, з а ключающего орнамент народов, населяющих Сибирь, с подбором по. признаку худо жественности. 2) путешествия по Сибири, необходимые для подбора материала, так как такие •отделы пока еще не организованы. До сих пор художник попадал в экспедицию фуксом, в качестве, иной раз, кашевара. Надо включать художника законно в экспе диции, особенно на местные средства, при музеях. Надо, чтобы мы были легальны. Музеи до сих пор мало отражают искусство Сибири. Пример влияния чисто сибирской обстановки на формы воплощения: работы Емельяновой. Они имеют успех, понятны и публике и для специалиста по искусству. Емельянова жила и изучала быт бурят, в ее работах отражен и быт и народный эпос». Копылов. «Я скажу об особенности Сибири. Хочу подчеркнуть историческими справками, что искусство, прикасаясь к корням народного творчества, всегда возро ждалось. В музыке это особенно очевидно. Глинка и школа Мусоргского выросли на народных корнях. Она дала ученика этой школы—Дебюсси, который с гордостью говорил, что он ученик Мусоргского. У Бетховена был писанный сборник русских песен. В живописи—Гоген ушел из Франции, ища опоры, на девственную почву Т аи ти—и эта страна определила содержание и характер его творчества. З а границей мечтают с‘ездить в Африку, тяга к негритянскому, первобытному, усталость от однообразия европейской жизни, а у нас здесь все, мы имеем близко, под руками первобытность, азиатское. Это само бросается в глаза, выставка сейчас это подтверждает. Я думаю, Сибирь даст в будущем и Венецию, и Флоренцию, и Мюнхены,—Сибирь для разви тия большого искусства я считаю самым удачным местом в СССР. Добавляю о Каратанове: в нем есть уменье помирить форму с содержанием, войти в материал того, что он изображает». Иванов Александр. «Надо обращать внимание на Сибирь (по докладу). Приве д ен пример Хакассия. Согласен. Для планомерности нужен местный актив, любящий Сибирь,—тут я тоже со гласен. Надо, несомненно, обращать внимание на «сибирку». Напрасно только отрицать влияние Запада . Увлекаться «Парижем» не вредно, форма тоже важна нам. Чевалков— интересен тем, что не только застрял на сибирском, а знаком с западным искусством, -высокая техника, плюс любовь к Сибири. Он по происхождению алтаец, т.-е. по .природе созерцатель, это отразилось в его работах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2