Сибирские огни, 1927, № 3

обработка нового содержания и т. д.; б) будирование и оформление тяги трудящихся масс к искусству, на основе наивысшего проявления самодеятельности. Что мыслится в формах: а) организация всех сибирских художников в единое краевое общество (предлагается готовая форма—сибирское общество 'художников «Новая Сибирь»), б) организация выставок, лекций, диспутов, рефератов и т. д.; в) в форме непосредственной работы в изокружках (работа среди крестьянства и малых народностей ведется, по мере сил и возможностей, через школы и приближение худ. выставок); г) поддержка художественных техникумов с расширением сети художе­ ственных образовательных заведений и д) в форме организации краевого художе­ ственного совета, ведающего и разрешающего вопросы, связанные с охраной памят­ ников искусства, с определением художественной ценности, с наблюдением з а квали­ фикацией исполнения общественных художественных заказов и т. д. Отсюда перед нами стоит большая задача: построить мощную организацию художников из местного актива. Основываясь на этом местном активе, ставя себе целью копить коллективный опыт, строить планово свою работу—и создалось общество художников «Новая Сибирь». Тов. Иванов говорит, что об'единение художников должно выявить свое идео­ логическое лицо. У нас есть декларация. Д екларация сиб. о-ва художников «-Новая, Сибирь». 1. Октябрьская революция разрушила самодержавно-помещичью и буржуазную Россию, царскую бюрократическую государственную машину, устои старого быта. Она создала новое Советское государство и нового человека. 2. Мощь созидающего разрушения Октябрьской революции волнует воображе­ ние художника, приковывает его творческие взгляды. Современный советский художник не может в своих работах обойти молча­ нием величайшую в мире революцию, не может смотреть на мир глазами дореволю­ ционного обывателя. Отсюда: подлинный советский художник должен в первую очередь искать для нового содержания новую форму. 3. Но организация работы современного советского художника лишь на основе исканий новой формы, лишь на освоении нового материала была бы простым верхо­ глядством. Отсюда: художник должен использовать необ‘ятные богатства культурного наследства всего человечества. 4. Разноликий и разноплеменный СССР хозяйственно и культурно растет усилиями всех народов, его населяющих. Сибирь в этом отношении не является исключением. Наоборот, она особенно разноплеменна и многолика. Отсюда: художник, сибирский художник, должен изучать, использовать искус­ ство туземных народностей. 5. Рядом с развивающимся хозяйственным строительством пойдет и ее куль­ турное строительство. Отсюда: сибирский художник должен принять самое активное участие в со­ здании новой Сибири. Разрешение культурных задач декларации трудно—мало культурных сил в Си­ бири. Главное условие успеха—поддержка государственных и общественных организа­ ций,—необходимое условие для успеха каждого художника и всего об'единения. Еще момент—о «сибирике» в искусстве. Никем теперь уже не оспаривается наличие в Сибири специфических форм и условий быта, ярких особенностей при­ роды и т. д. В искусство—как в живопись, так и в литературу—давно стали проникать сибирские сюжеты. Мы знаем сибирский орнамент. Многие из писателей и художни­ ков создали себе имя на сибирском материале. Но пока отношение государственных учреждений к этому вопросу осторожное. Даже т. Ансон, просматривая тезисы моего доклада, указывал, что я сбиваюсь на «сибирское искусство». В этом отношении областники нам подпортили: они ставили политический вопрос—о полном отрыве от России, все сибирское ставили ей в противовес. Мы не мыслим Сибирь—отдаленную от СССР. У нас одни задачи—экономические и культурные. Но у Сибири, в силу ее климатических и географических данных, есть только ей присущие, ценные для ху ­ дожника черты. Этого мы не должны забывать, это, наоборот, нужно выявлять, ото­ бражать, этот материал художник-сибиряк использует, он его сделает оригинальным, самобытным, богатым художественными образами. Это украсит искусство, это будет вкладом и общую сокровищницу, это будет новой ценностью. И всякий художник, работающий в этом направлении, для нас особенно дорог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2