Сибирские огни, 1927, № 3
Р е з о А ю ц и я. Принимая во внимание: 1) что так называемое «культурное наследство» в изо бразительном искусстве заключается именно в формальных достижениях. 2) что достижения эти имеют свою социально-биологическую закономерность,—1-й Всесибир- ский с'езд художников полагает, что вопросы формы в изобразительном искусстве имеют столь же важное значение, как и идея (содержание) его, больше т о го—они неотделимы друг от друга. Искусство, художник и революция. (Доклад А. Иванова). Докладчик говорил об искусстве, о художнике и революции. Но доклад и прения в целом свелись к вопросам формы в искусстве. Прения разгорелись вокруг положе ний докладчика, что единственным «понятным» для масс направлением является реализм и что единственной организацией, отражающей чаяния пролетариата, является АХРР. Все выступавшие единодушно отвергали указанные утверждения докладчика. В прениях приняли участие—Нагорская, Сафонов, Бигос, Ивакин, Липин, Тютиков (солидаризировался с докладчиком по вопросу о реализме), Петраков, Андреев, На- дольский, Борисов, Ананьин, Зазубрин. В резолюции с ‘езд согласился с общими теоретическими положениями доклад чика (первая часть доклада), но по вопросу реализма и в отношении той части доклада, где автор касается группировки АХРР'а и отмечает, что таковая является выразительницей пролетарского искусства,—с‘езд, взяв з а основу целый ряд выставок АХРР‘а, а также и отражение этих выставок в печати, делает определенный вывод о работах АХРР‘а и считает, что названная группировка является не единственной выразительницей нашей эпохи. Отрицая монопольное право за какой бы то ни было художественной группировкой, 1-й с‘езд сибирских художников приветствует свобод ное соревнование, свободную конкуренцию в области художественного творчества, как со стороны формы, так и содержания. Перспективы развития искусства в Сибири. (Доклад А. Вощакина), Чтобы говорить о перспективах, необходимо оглянуться назад, заглянуть в прошлое Сибири, в историю ее искусства. К сожалению, жизнь искусства не нашла своего отражения в сибирской печати. Таким образом, нам, как туземцам, как до историческим людям, не имеющим грамоты, приходится начать свое, сибирское—от стариков, устных преданий. Наше общество послало ряд анкет по городам с вопросами об истории искусства в этом городе. Сведения, полученные таким порядком, лягут в основу истории искус ства в Сибири. Надо в каждом городе собрать все работы, имеющие художествен ную ценность, работы художников, бывших в этом городе и оставивших свои произве дения в частных руках,—-надо об'единить их в местном городском музее. В какой объективной обстановке жил и работал художник раньше в Сибири? Время было глухое. Общественность отсутствовала. Не было промышленности, не было издательств,—поэтому художники-одиночки работали по своему почину, не организованно. Надо отметить, что купечество, пройдя стадию «накопления», стало проявлять склонность к меценатству. В Сибири можно было встретить прекрасные собрания картин старого искус ства, вывезенных сюда. Новое почти не приобреталось. Чтобы отбирать новые работы, надо было иметь вкус, знание. Легче было собирать старые образцы, уже признанные, уже имеющие марку. Меценаты—с их некультурным отношением; об'ективная обстановка, давящая своей тишиной и исключающая возможность исканий, и, наконец, масса населения, в силу своей бедности и некультурности, индиферентная к вопросам искусства,—это была т а стена, о которую разбивались творческие порывы сибиряков-художников. Художник видел только два выхода: или остаться одному, не расти в своем мастерстве, или уйти из Сибири. Отсюда тяга из Сибири в центры: в художествен ные школы Питера и Москвы. Тяга эта существует до сих пор. Может быть, наш С'езд и об'единение ослабят ее и закрепят художника возможностью развиваться в своем краю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2