Сибирские огни, 1927, № 3

Р е з о А ю ц и я. Принимая во внимание: 1) что так называемое «культурное наследство» в изо ­ бразительном искусстве заключается именно в формальных достижениях. 2) что достижения эти имеют свою социально-биологическую закономерность,—1-й Всесибир- ский с'езд художников полагает, что вопросы формы в изобразительном искусстве имеют столь же важное значение, как и идея (содержание) его, больше т о го—они неотделимы друг от друга. Искусство, художник и революция. (Доклад А. Иванова). Докладчик говорил об искусстве, о художнике и революции. Но доклад и прения в целом свелись к вопросам формы в искусстве. Прения разгорелись вокруг положе­ ний докладчика, что единственным «понятным» для масс направлением является реализм и что единственной организацией, отражающей чаяния пролетариата, является АХРР. Все выступавшие единодушно отвергали указанные утверждения докладчика. В прениях приняли участие—Нагорская, Сафонов, Бигос, Ивакин, Липин, Тютиков (солидаризировался с докладчиком по вопросу о реализме), Петраков, Андреев, На- дольский, Борисов, Ананьин, Зазубрин. В резолюции с ‘езд согласился с общими теоретическими положениями доклад­ чика (первая часть доклада), но по вопросу реализма и в отношении той части доклада, где автор касается группировки АХРР'а и отмечает, что таковая является выразительницей пролетарского искусства,—с‘езд, взяв з а основу целый ряд выставок АХРР‘а, а также и отражение этих выставок в печати, делает определенный вывод о работах АХРР‘а и считает, что названная группировка является не единственной выразительницей нашей эпохи. Отрицая монопольное право за какой бы то ни было художественной группировкой, 1-й с‘езд сибирских художников приветствует свобод­ ное соревнование, свободную конкуренцию в области художественного творчества, как со стороны формы, так и содержания. Перспективы развития искусства в Сибири. (Доклад А. Вощакина), Чтобы говорить о перспективах, необходимо оглянуться назад, заглянуть в прошлое Сибири, в историю ее искусства. К сожалению, жизнь искусства не нашла своего отражения в сибирской печати. Таким образом, нам, как туземцам, как до­ историческим людям, не имеющим грамоты, приходится начать свое, сибирское—от стариков, устных преданий. Наше общество послало ряд анкет по городам с вопросами об истории искусства в этом городе. Сведения, полученные таким порядком, лягут в основу истории искус­ ства в Сибири. Надо в каждом городе собрать все работы, имеющие художествен­ ную ценность, работы художников, бывших в этом городе и оставивших свои произве­ дения в частных руках,—-надо об'единить их в местном городском музее. В какой объективной обстановке жил и работал художник раньше в Сибири? Время было глухое. Общественность отсутствовала. Не было промышленности, не было издательств,—поэтому художники-одиночки работали по своему почину, не организованно. Надо отметить, что купечество, пройдя стадию «накопления», стало проявлять склонность к меценатству. В Сибири можно было встретить прекрасные собрания картин старого искус­ ства, вывезенных сюда. Новое почти не приобреталось. Чтобы отбирать новые работы, надо было иметь вкус, знание. Легче было собирать старые образцы, уже признанные, уже имеющие марку. Меценаты—с их некультурным отношением; об'ективная обстановка, давящая своей тишиной и исключающая возможность исканий, и, наконец, масса населения, в силу своей бедности и некультурности, индиферентная к вопросам искусства,—это была т а стена, о которую разбивались творческие порывы сибиряков-художников. Художник видел только два выхода: или остаться одному, не расти в своем мастерстве, или уйти из Сибири. Отсюда тяга из Сибири в центры: в художествен­ ные школы Питера и Москвы. Тяга эта существует до сих пор. Может быть, наш С'езд и об'единение ослабят ее и закрепят художника возможностью развиваться в своем краю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2