Сибирские огни, 1927, № 3
действительно подходят к искусству упрощенно—это тоже верно, но упрекать в этом марксизм нельзя». Итин. «Я выступаю с Зазубриным сообща. Часто на ши товарищи, окончив только курсы политграмоты, должны выступать, агитировать и касаться темы искусства, чуждой для них. Получаются такие нелепые фразы как: «в античном мире был досуг, основанный на рабстве, поэтому искусство там цвело». Досуг и рабство продолжается и сейчас, в Аме рике хотя бы. Однако, искусство там не цветет. Как может зависеть искусство от экономического фак- » тора, когда сейчас экономика растет, а искусство ниже, чем в Греции. Содержание определяется экономикой а значитель ной степени, но не всецело Маркс об этом несоответствии говорил давно. В общем доклад построен мастерски, даже почти мар ксистски. Например, определение нового этапа в искусстве выходом на арену нового класса: «когда пришла буржуазия и дала новое содержание»,—это чисто марксистский подход. Копылов связывает расцвет искусства с расцветом Копылов. науки—иногда же не было никакой науки, а искусство цвело». Ивакин. «По-моему, возрождение уже есть. Мы ждем еще каких-то «измов» после очередного последнего «изма», а их уже не надо. Я верю в синтетическое искусство». Вощакин. «Доклад Копылова, согласно повестки, должен был коснуться совре менного состояния искусства в СССР и современных группировок. Это основная линия доклада. Мы ждали, что докладчик укажет место АХРР‘у и место ОСТ ‘у и др. группировкам, основываясь на закономерном развитии форм искусства. Доклад был бы полнее. Тов. Ивакин уже верит в возрождение через синтетическое искусство, считая его уже начавшимся, но художник должен глядеть дальше сегодняшнего дня: куда идет он, куда ведет его русло искусства. Наше возрождение не будет копией старого возрождения. Мы должны предви деть, может быть будущая эпоха совсем уничтожит профессионализм, тогда каждый сможет заниматься изобразительным искусством. Отсюда вывод: строя сегодняшний день, мы не должны отгораживаться от общего строительства и замыкаться в узко профессиональные рамки. Конечно, хочется видеть будущее в розовых тонах. Но это в том случае, когда будет достигнуто гармоническое отношение между обществом и художником,— это будет при социализме. Задача завтрашнего дня—борьба з а общую грамотность, з а экономический рост нашей страны, от этого, собственно, зависит под‘ем в области искусств, т.-е. возрождение. А теоретически же мыслится, что пройдя путь анализа в искусстве, мы переживаем новую фазу в развитии искусства—синтетическую, будет ли она эпохой возрождения, все будет зависеть, повторяю, от общего культурно-экономиче ского под'ема. Будущую эпоху мы должны будем строить не сверху, а снизу, т.-е. вместе с массой, на основе самодеятельности. Копылов (заключительное слово). «Я хочу сказать об Ивакине: место худож нику искать нужно. По-моему, лично он—просто молодой художник, который растет и, конечно, придет туда, куда следует. Я думаю, эпоха возрождения даст нам ту красоту, которую ищет Ивакин. Но это все будет не скоро. Идеология искусства всегда—как всякая идеология—запаздывает. Надо продумать, прочувствовать. Может быть, в этом нам мало утешения, но если удастся расширить перспективы в буду щее—легче жить. А теперь скажу т.т. Зазубрину и Итину: я не нападал на коммунизм. При вожу только пример: на нашей выставке отмечают лишь революционный сюжет, как бы он ни был сделан. Это бытовое явление. Это и есть упрощенный марксизм. Вы отмечаете некоторые места моего доклада, построенные марксистски, но ведь я всегда строю марксистски, я всегда стою на марксистской платформе и не случайно. О группировках охотно добавляю: из них самые крупные ОСТ и АХРР. Они, конечно, противоположны, полярны. И, конечно, поглотят окружающее. АХРР возникла от законного искания нового содержания, удовлетворения массового зрителя. Допу скаю, что удачнее АХРР разрешит свои задачи позднее. АХРР я считаю нормальным явлением. Оно создало, как контраст себе, ОСТ. И наша выставка, и наша органи зация, и мои личные симпатии на стороне ОСТ, т. к. он берет правильный худо жественный курс. Как оно осуществит задачу мастерства—увидим».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2