Сибирские огни, 1927, № 3

Обзор современного искусства в СССР. (Доклад И. Л. Копылова). Основные положения доклада: а) Закономерность развития форм в искусстве. б) СССР накануне новой эпохи возрождения искусств. (Доклад целиком напечатан в № 1 нашего журнала з а т. г.). Тов. Би гос (студент ВХУТЕМАСА). «Целевая установка ВХУТЕМАС'а почти- еще не выяснена. Она еще только выявляется. С ‘езд еще тоже только ищет. Про­ следим по истории существования ВХУТЕМАС'а его изломы. Он получился в 1921 году от слияния Строгановского училища с училищем живописи, ваяния и зодчества. Мастерские жили анархически: гипсы разбивались из протеста к старому методу обучения. Потом —ставка на производство. Оборудование уже было—инвентарь уцелел, стали его восстанавливать, собирали машины. Работали только живописный и производственный факультеты. Керамический сливается со скул ьп турным - это признак слабости. Живописный факультет был сначала вместе с графическим. Но с уходом Павлова, с приходом Фаворского, графический факультет стал на свои ноги. В этом году вырабатывали установку факультета на специальных конференциях, с участием хоз. и профорганизаций. Теперь скептическое отношение прошло. С т а ­ вится прямо вопрос: кого мы выпускаем—художника-инженера, организатора книги, или иллюстратора. При выпуске решили назвать: «художник-технолог-конструктор». Сейчас смычка школы с хоз. и профорганизациями налажена. Летом у студен­ тов производственная практика. Студенты имеют возможность работать на материале: и по литографии и по книге. Летом дается на это два месяца. Третий год в практику включает административная работа и издательская калькуляция. Практика платная. Программа на графическом факультете строится на формальном методе. Основ­ ное отделение вводит в программу всех курсов. Студенты участвуют в предметных: комиссиях в количестве половины числа профессоров. Полтора года—знакомство с цветом, изучают спектр. Формальный метод дает строгую колею в работе, уничто­ жает любительщину у приезжающих со всех сторон из провинции. Изучаются по- очереди задачи, которые ставились отдельными течениями и школами, отрицавшими все остальное, предшествующее им,—изучаются об'ективно. Изучается об'ем. Натюрморт,—путем деформации—сдвига,—создается на пло­ скости возможность обозреть со всех сторон изображаемые формы. Ищется согла* сованность форм, крепкая, конструктивная. Изучается пространство: дается плоскость—делаются макеты из картона,— задача усилить, дать ощущение формы какого-либо цилиндра или другое. И так на всех факультетах. При ВХУТЕМАС‘е существует факультет общественных наук. Это было до­ стигнуто назойливым нажимом самих учащихся. Лекции посещались всеми студентами с удовольствием, кроме живописцев. Но по социологии искусств еще нет лектора. При ВХУТЕМАС‘е была секция молодежи АХРР—ОМАХРР, так сказать Ахров- ский комсомол. Такие были в Киеве и Ленинграде. У нас он как дождевой гриб пропал. Тов. Григорьев был централистичен. Это вызвало противодействие—молодежь ушла, пред'явила свои 12 лозунгов. АХРР хотела взять идеологическое руководство- над ВХУТЕМАС‘ом; профессура молчала; но студенты отстояли независимость школы. Студенты—вне группировок. З а т о есть научно-художественный кружок, студенты разделились на секции и, при согласовании с профессором, студентами делаются доклады (темами являются: «портрет», «пейзаж», «принцип обрамления плоскости»). Издается бюллетень. Преподавание рисунков ведется тоже по системе. У большинства начинающих плоскостное восприятие нет об'емности. Поэтому ведется борьба против силуэтно- сти з а передачу об'ема. Даются задания: 1) рисунок на цвет (линия и пятно); 2) ри­ сунок на пространство (ставится несколько моделей или натюрморт); 3) на обратную перспективу. В живописи тоже: портрет, например, 1) цветом, 2) на выявление про­ странства, 3) на вокальный цвет, 4) рельеф,—теплыми и холодными тонами». После т. Бигоса заслушивается вне очереди сообщение т. Мизерова от ман­ датной комиссии: На с‘езде участвует всего 37 человек. Из них с решающим голосом 26, с сове­ щательным 11. Затем выступил т. Зазубрин. «Мы, писатели, идем где-то параллельно с вами. Мы ищем форму, как и вы. Вопросы, затронутые докладчиком, нам близки. Доклад Копылова построен прекрасно. Но против обвинений марксизма в вульгарном подходе,, в вульгарной разработке вопросов искусства надо протестовать. Мы еще не уделили достаточно внимания вопросам искусства—это верно, отдельные товарищи иногда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2