Сибирские огни, 1927, № 3
об искусстве праздничных демонстраций. Но стоит ли отражать на полотне т е а т ральные постановки? Поэтому голые физкультурники в «Ленпалатке» Тютикова ре волюционнее красных флагов. Впрочем, картина Тютикова фатально раздваивается: иконописный Ленин, нарисованный на потолке палатки с венчиком из «пролетари всех стран»... кажется страшно реакционным замыслом автора, давшим вождя рево люции в виде вездесущего Саваофа, благословляющего красноармейцев. Видите, что получается. Путь художника труден и запутан. Дело обстоит так, что настоящей помощи ему ждать не приходится. В области теории искусства, в ожидании новых открове ний, художники все еще живут кашей из бесчисленных теорий, авторы которых до сих пор ищут определения для понятия искусства. Не вдаваясь в ученые споры, надо отметить, что бесплодие здесь обусловливается тем, что теоретики исходят от вещи, а не от художника. Искусство, это прежде всего то, что претворено художником через его эсте тическое мышление. Искусство, э т о - о т с е в через эстетическое мышление. И вот необходимо, чтобы это эстетическое мышление, помимо его эмоциональной силы, определяющей силу дарования, было хорошо вооруженным. Художник должен быть образованнейшим человеком своего времени. Он должен стремиться во всем стоят наравне со своей эпохой. Он должен искать. Он должен много и непрерывно учиться Только так. Классовое сознание и классовое происхождение не дают еще патента на рево люционное содержание. Капитализм не был бы капитализмом, если бы не угнетал. Пролетариат питался (и все еще питается) об'едками искусства. Шарманка с романси ком, плохонькая клубная постановка, дешевое кино и т. д.—вот его образцы. Неуди вительно, что ни у кого нет столько погибших девушек и погибших грез, как в лирике пролетарских поэтов, я хочу сказать: революция в искусстве не явится сама собой с приходом к власти новых классов, революцию надо делать... Еще одно. Мы живем не только в революции, но и в Сибири. У нас двойной пафос. Не говоря о том, что в Сибири упорнее всего была гражданская война, не говоря об этих темах, мы вообще стоим перед неоткрытой еще страной. Если Сибирь на 90% не исследована, то она не зарисована н а 99,99%. В живописи больше звучит Алтай; но ведь какие есть возможности! На севере я видел сочетание красных скал, голубого моря, льда, цветущих маков и зеленой, как бархат, тундры. Дикие самоед ские мольбища в северных пустынях кричат громче черепов Рериха. Путь художника в Сибири т а кж е , как путь ученого и писателя, э т о -п у т ь - исследователя. Наши с'езды дополняют друг друга. Поэтому я от имени сибирского союза писателей с особой радостью привет ствую Первый С ‘езд сибирских Художников. «Да здравствует искусство новой Сибири»! От редакции журнала «Сибирские Огни» и от Сибкрайиздата выступает В. Я . Зазубрин. «Товарищи, сегодня я лишен «эстетического сознания». Я буду говорить ультра материалистично» (смех). Я знаю, какие препятствия вам пришлось преодолеть для того, чтобы собраться сегодня здесь и выставить свои работы. Контакт со зрителем—это достижение. Пи сателю общаться с читателем легче. Писатели давно уже печатают. Вы же выста вляетесь в Сибири, в масштабе края, только впервые з а все время советской власти. Первая встреча художника Сибири со своим зрителем вышла удачной. Две тысячи посетителей задва дня—это колоссально. Такая посещаемость выставки говорит, во- первых, з а то, что у художника есть зритель и ценитель, во-вторых, что художник выступил достаточно серьезно, что он признан. Когда есть связанность со зрителем, когда художник выходит из своей комна тушки, своей мастерской на свежий воздух массового внимания—это очень здорово. Конечно, ледок недооценки роли искусства кое у кого еще есть. Его надо пре одолеть. В своем приветствии т. Ансон говорил, что ледок подтаивает. Нет, его нужно ломать пешней (аплодисменты). «Сибирские Огни» и Сибкрайиздат идут вам в этом деле навстречу. Вы должны пройти по городам Сибири не только с выстав кой—нет, ваше первое выступление должно быть закрепленным в памяти более реально. Сибкрайиздат решил издать нечто в роде монографии о выставке, в кото рой каждый художник будет отображен. А «Сибирские Огни» дадут статью о рабо тах выставки с соответствующими иллюстрациями. Вот вам мой «материалиста ческий» привет» (аплодисменты). Копылов (Иркутск ) . «Я хочу сказать о ледниковом периоде—о нашем ледниковом периоде. Старая русская общественность не знала, что делает художник. А он—э т о т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2