Сибирские огни, 1927, № 3

Но теперь, отношение изменилось в лучшую сторону, и сегодня мы видим представителей от нескольких организаций, пришедших нас приветствовать. С каждым днем у нас растет уверенность, что об‘единенные художники Сибири, поддержан­ ные соответствующими общественными организациями и учре­ ждениями, будут расти и укреплять фронт борьбы з а культуру Сибири. Да здравствует единая организация художников Сибири! Да здравствует недалекая эпоха возрождения искусств в Сибири! Т. И . Черемных. «Общество по изучению производитель­ ных сил Сибири поручило мне приветствовать первый с'езд ху­ дожников Сибирского края». Между работой краеведа и работой художника, много общего. У нас одна цель—дать всестороннее и полное пред­ ставление о Сибири, вы—в красках, мы—в научных трактатах. И метод работы в основном у нас общий—исследование. Разница в том, что научная общественность старше, имеет свою историю, накопленный опыт, в лице ВСОРГО, они недавно праздновали А. Вощакин. 1Ъ-т летний юбилей. Ваша общественность еще молода. На научно-исследовательском с‘езде мы нашли пути к об‘единению научно-исследова­ тельской деятельности. Вы находитесь в периоде исканий, стремясь к об‘единению художников края. Мы уверены, что «Новая Сибирь» будет той организацией, в ко­ торую вольются все творческие силы сибирских художников. Для приветствия от сибирского союза писателей выступает В . А . Итин. Прошедший год отмечен тремя с'ездами, об'единившими творческие силы Си­ бири: с'езд писателей, научно-исследовательский с'езд и ваш с‘езд, завершающий это об‘единение. Между высшими проявлениями сознания существует теснейшая связь. Дока­ жите. что безобразно носить в носу серьги или мазать жирной краской губы—и безобразное станет глупым. Мы живем пафосом строительства, революцией, и вот, как эхо эпохи, авиатору из моей повести кажется, что пудра воняет, а от мазута веет добрый запах. Все это можно сказать, конечно, не только словами, но и кистью. Эстетическое сознание—большая общественная сила. То, что мы не дооцени- ваем эту силу, относится к широкому разряду явлений, определяемых еще нашей малограмотностью.. Вспоминается опыт, предложенный одним экстравагантным про­ фессором: попробуйте, говорил он (здесь, в аудитории, в театре, на с ‘езде), высмор­ каться в платье соседки. Вам, действительно, это ни з а что не удастся! И не удастся вовсе не потому, что вас испугает уголовная ответственность, а потому, что ваше эстетическое сознание поставит крепкую стену перед чудовищным безобразием по­ добного поступка Это так же трудно, как с‘есть горсть пауков. Техника наша насквозь проникнута эстетическим сознанием. Им определяются огромные области поведения. Вот то, что по улице надо ходить «под ручку», что надо таскать мешочек, вместо того, чтобы пришить карман, что по Новосибирскому льду надо ковылять на копытцах, созданных для паркетов Парижа, и так без конца— все принадлежит к эстетическим законам поведения, жестким и могучим, как законы государства, с той лишь разницей, что средний человек даже не подозревает их принудительной силы. В руках художника прекрасное оружие. Почему, например, наши парнасцы, аристократы в искусстве, травили Репина з а какую-нибудь деревенскую девушку у плетня? Да потому, что тогда было необыкновенно важно сказать со всей неопро­ вержимостью очевидности, что здоровая эта кровь красивее анемичных графинь! А отсюда, по тому химическому сродству идей, о котором я говорил, делались, конечно, не только эстетические выводы. Теперь мы шагнули на первую ступень новой эпохи. Теперь мало писать крестьянских девушек. Революция требует революции. Эпоха требует от художника пересмотра своих тем и своих средств. Вы знаете, что у нас есть серьезная опас­ ность приспособленчества. Провозглашается, что художнику очень просто отразить революцию, найти революционную тему. Разумеется, фотография и умение делать копии—тоже искусство, но ему отводится свое место. Возьмем картину вашей вы­ ставки (Ю. Лебединского)—праздничная демонстрация в Иркутске. Картина хороша тем, что в ней чувствуется крепкий, сухой восточный холод, хорош фиолетовый з а ­ катный снег и алая тревога флагов; но в смысле отражения революции это, в сущ­ ности,—копия с копии. Ведь праздничные наши демонстрации—массовое действо, своего рода театральные представления на революционную тему. Можно говорить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2