Сибирские огни, 1927, № 3
В клубах почти сплошь занимаются постановками спектаклей, «Синяя Блуза» в Сибири привилась, но успех имеет только среди молодежи. Местного р е пертуара нет, пользуются имеющимся в центральных журналах. Нет квалифици рованных руководителей, нет и подготовленных исполнителей для «Синей Блузы». Еще хуже обстоит дело со спектаклями. Драматических актеров в крупных городах Сибири в этом сезоне не было, имевшиеся драмы в Иркутске, Краснояр ске, Омске и Томске работали только по 2-3 месяца в каждом г о р о д е—срок слиш ком небольшой для того, чтобы мало-мальски удовлетворить клубы руководите лями. Руководят драмкружками либо безработные рабисники, весьма сомнитель ной квалификации «спецы», совершенно к тому же чуждые пониманию обще клубных задач, либо «свои»—полулюбители-драмкустари. В выборе репертуара никто, помимо руководителей кружка, участия не при нимает. Отсюда, кажется нам, и происходит весьма и весьма неудачный выбор пьес. Руководителю хочется показать себя во-всю, а в чем же, как не «настоя щей» громоздкой пьесой, с массой эффектов, проявишь себя? Ставится все, ч то десятки лет шло на «приличных» сценах: Островский, «Смерть Грозного», «Мадам Сан-Жен», «Генрих Наварский», «Потонувший колокол» и пр. и пр. Руководителям клубов «море по колено». Со всем «справляются», вернее—расправляются, по-сво ему, конечно. Политпросветы и профорганы весьма мало занимаются клубами. Сибирская пресса освещению клубной жизни места почти не уделяет. Редко-редко появляет ся в какой-либо газете отзыв о клубной постановке. Только иркутская газета уде лила солидное место дискуссии о художественной работе клубов. Еще хуже, чем в городских клубах, обстоит дело в деревнях. И там основ ной деятельностью изб-читален является постановка спектаклей. И там тяга к многоактным пьесам. Много ставится пьес местного производства—безграмотных, не художественных, но злободневных. В течение 1925-26 г. наблюдалось обилие тем: 1) жизнь и деятельность сель коров (влияние кино-фильм «Волки», «Кто кого» и пр., проникнувших в этот пе риод в сибирские деревни); 2) деревенская темнота, знахарство, суеверия (ре зультат Барнаульского судебного процесса «Святой ключ»); 3) колчаковщина; 4) нововведения в сельском хозяйстве и 5) половые проблемы. В 1926-27 г. пишут (и ставят) почти исключительно о быте—часто явно про глядывает влияние Иркутского процесса Лосевича. Изредка—попытки (очень жал кие) «разрешения национального вопроса на фоне международной классовой со лидарности» (подлинная фраза из предисловия к одной пьесе). При всех существующих рогатках—деревню все же обильно посещают г а стролеры. В большинстве—работники цирков (?)—атлеты с лекциями «о значении физкультуры» и «как я стал сильным»; «рассеивающие поповский опиум» фокус ники и т. д. О том, как принимают этих гастролеров, свидетельствуют следующие обра з цы отзывов сельских властей. С/Совет К А Р А С У Н 10/1—1925 № 344. Аттестация. Дана сия атлету физкультуры тов. Антонову в том, что проездом его в поселке Карасун был поставлен вечер физкультуры, где им было при сте чении громадной публики показаны номера атлетики. Не обладая видной ф и гурой тов. Антонов с честью исполнил все трудные номера недоступные для рядового гражданина как то: адская плацформа, на которой он поднял 16 человек. Гнул железо 2 и полтора дюйма толшиной на горле и на зубах , на голове его били кирпичи и кололи дрова. Затем исполнил массу №№ с ги рями разного веса—общий вес 5 пудов. Впечатление публики от вечера оста лось самое удовлетворительное и восторженное Что Карасунский с.-сов. свидетельствует Предс./сов. (подпись) Секретарь (подпись). Отзыв Хаменской ячейки ВКП (б) Чулымского района Новосибирского окру га. Втомчисле и все общественые организацыи основываясь на мнениях Масс присутствующих приоткрытое Черной Магии, приезжими, т. т. Завариным и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2