Сибирские огни, 1927, № 3
Тов. Ленин, поставив вопрос на голосование, мимоходом бросил: «Мне толь ко кажется, что тов. Галкин имеет несколько наивное представление о роли и на значении театров. Театр нужен не столько для пропаганды, сколько для отдыха работников от повседневной работы. И наследство от буржуазного искусства нам' еще рано сдавать в архив». Рекомендуем «врагам» театра вдуматься в эту фразу и учесть, что Ленин не останавливался перед тратой госсредств на театры даже в обстановке 1919 г. Прошло несколько лет, принесших так много политических и общехозяй ственных достижений, расширивших возможности нашего культурного строитель ства, что, право, сейчас оперировать в доказательствах «ненужности» театра сум мами, потраченными на театры,—пустая, дешевая демагогия. Театры сохранены, и далеко шагнули вперед как в росте своем, так и в приближении к рабочим массам. Чем заниматься бездоказательными утверждениями «ненужности» театра р а бочим, лучше бы занялись, товарищи-оппоненты наши, изучением действительно сти во всей ее полноте, отыскиванием мер, могущих приблизить театр к рабочим и всемерно использовать его рабочими массами. Нельзя не коснуться вопроса о постановке у нас театральной критики—ре цензий. Тут, к сожалению, «без перемен». Не только нет и намека на нарождение рецензентов нового типа—почти нет у нас и достаточно грамотных рецензентов старого толка. А худшая из черт последних—отсутствие об’ективности (и всесто ронней неподкупности) процветает и у нас. В течение последнего сезона Сибирь посетило больше обычного количество гастролеров: хороший пианист Эллинсон, устаревшая по жанру Тамара, тенор До- риани, скрипач Эрденко с талантливой пианисткой Гельцер, тенор Чаров—недур ной представитель отживающей формы вокального искусства, лучший в СССР скри пач Блиндер и студия Ирмы Дункан. Иногда «гастролеры» были «очень оригинальны». Вот об'явление одного из таких : Турнэ по Дальнему Востоку. Вы не верите: Ей богу, что во вторник, 2 ноября 1926 года профессор Московского театрального уни верситета, Николай Луганский, прочтет лекцию. Основы—положения докла да: 1. Ослепительная феерия нового театра. 2. О выдерживании современно го репертуара. 3. Выпуклый колорит московского театра. 4. Голые эффекты и суммы возможностей. 5. Смысловое ядро женского тела. Доклад сопровождается сильным балетом несравнимой Клио Луган ской, после которого состоятся прения. Упоминая о гастролерах, нельзя не коснуться условий работы их в Сибири. За аренду помещений рьяные хозяйственники рвут большие суммы—40-50 проц. валового сбора. При оплате авторских, рекламы и проч. организационных и до рожных расходов, материальные условия работы их в Сибири чрезвычайно не вы годны, и поездка к нам их не манит. Любопытно проводится в отдельных округах освобождение от местных сбо ров, имеющее для гастролеров немаловажное значение. Приводим подлинный ма териал из деятельности Иркутской экспертно-налоговой комиссии при окрполит- просвете: «Слушали: ходатайство уполномоченного Волкова об освобождении концер тов Блиндера от местного налога. Постановили: концерты Блиндера признать художественными, но показа тельными нельзя, в виду упрощенного способа передачи—исполнение оркестровых концертов (симфония Лалло) без оркестра, хотя к тому в Иркутске есть полная возможность». Комментарий к этому будто и не надо. Приходится лишь «пожалеть», что рабис и посредрабис не проявляют такой инициативы: все же способ к ликвидации безработицы. Были нынче в Сибири попытки организации симфонических концертов (Но восибирск, Красноярск), доказавшие жизненность их. Очень бледно прошло в Сибири столетие со дня смерти Бетховена, недоста точно отмеченное как зрелищными предприятиями, так и печатью. Школы ОХОБР’а, в частности томский музтехникум, сделали больше других: дали ряд кон цертов. Досадно, что и Сибирской краевой радио-студией ничего не сделано в области популяризации Бетховена в широких массах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2