Сибирские огни, 1927, № 3
Итоги опереточных сезонов, к сожалению, ничего отрадного не дают. Не только нет созвучного нашему времени опереточного репертуара , но и классиче ских оперетт публика не принимает. Правда, незначительны и попытки привить их. И тут выделяется лишь Сибгосопера, заинтересовавшая публику «Бокаччио». Драмтруппы показали много новинок. Интерес публики определенно фикси руется на комедиях, хорошо принимают и классиков. Констатированное еще в прошлом году отживание «Осенних скрипок», «Рев ности» и др. бывших «хлебных» пьес,—в этом году подтвердилось. Несомненно, введение профсоюзной полосы в значительной мере повлияло на оздоровление репертуара. Основными потребностями профсоюзной полосы являются у нас: трудящаяся интеллигенция, низший совслужащий, учащийся и—меньше их—рабочие. В частных беседах с рядом товарищей часто проскальзывают такие заме чания: — Если рабочего в театре нет—значит, нет и нового зрителя. — Рабочий в театр не ходит, потому что он ему не нужен. Ошибкой, а подчас и преступлением считают такие товарищи трату государ ственными учреждениями средств на нужды театра, дотации ему, если театра р а б очи е не посещают. Театр, де, нужен для «Европы»—пусть и существует в центре, а провинции его не надо. Приблавляют еще и такой аргумент: кино, мол, лучше и необходимей театра и может вполне удовлетворить художественные запросы рабо чего. Полагаю, что на вопросе о том, что лучше и необходимей—кино или живой театр ,—не стоит вовсе останавливаться. Напомним только, что кино в своей работе пользуется работниками живого театра и, пожалуй, не вредно предложить «врагам театра», чтобы они подумали о роли и значении живого слова, живой речи. Отметая в сторону упреки о том, что театр рабочими не посещается вовсе, постараемся разобраться в том, почему в театре мало рабочих, и доказать, что рабочему театр нужен, что рабочий тянется к театру. Не отрицая, что причины малой посещаемости в значительной мере кроются в самой постановке театрального дела, мы все же не относим этого к доказатель с тв ам «ненужности» его рабочим. Думаем, что ни один из товарищей, сколько-ни б у д ь наблюдавший за жизнью клубов, не станет отрицать выпирания на первый план изо всей клубной работы деятельности драмкружков и того, что эти драм к р ужки занимаются постановкой пьес многоактных, что именно эти пьесы, а не агитки или даже «Синяя Блуза» интересуют взрослого рабочего (ниже будет при ведена характеристика деятельности клубов и репертуар их). Не является ли это обстоятельство доказательством тяги рабочих к театру вообще и в провинции тоже? Целый ряд наблюдений и бесед с низовыми парт, и профработниками укрепляет мысль о том, что над неудовлетворением рабочих постановкой театрального дела превалируют моменты бытовые: рабочие живут д а л е к о от театра, поздно возвращаться и дважды одолевать далекое расстояние— неохота. Громадную роль играет и вопрос о костюме: в театре светло, много нарядно разодетых людей, и как-то неловко, приниженно чувствует себя среди них рабочий в своем скромном костюме. Не хочется быть хуже, серей других. Этот момент нель зя не учитывать при обсуждении вопроса о малой посещаемости театра рабочими. Солидного театрального дела не построишь без дотации, а халтурой кормить я аш и х «новых» зрителей мы не смеем, так что надо лишь ставить вопрос о макси мальном использовании государственных и общественных средств для приближе ния субсидируемого театра к рабочим. А это можно сделать: 1) путем выездов те а т р а в крупнейшие рабочие клубы и 2) наиболее целесообразного использования .артистов для должной постановки художественной работы в клубах. К сожалению, к этому у нас в Сибири еще не подошли и, главным образом, потому, что совер шенно случаен выбор вида театра. Конечно, оперетты мы ни с какой стороны для рабочих использовать не можем. Наиболее полезна для художественного проведе ния наших политико-идеологических задач—драма. Из этого и следует исходить при организации сезона. Приближение театра к рабочим, как и надлежащее всестороннее использо вание его, зависит от нас самих. Напомним, кстати, вскользь брошенную тов. Лениным фра зу при обсуждении в Совнаркоме (в 1919 г.) вопроса о гостеатрах. Докладчик доказывал недопусти мость траты средств для гостеатров, служащих якобы для щекотания нервов бур жуа зных барынь в бриллиантах, в то время, как лишняя отапливаемая на эти дро в а баня, б. м., спасет сотни рабочих от смерти и болезни».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2