Сибирские огни, 1927, № 3

В противоположность Сибгосопере—томская опера бедна была и количе­ ственно и качественно массами своими: хором и оркестром, и фактически «брала» отдельными солистами. На смену переехавшей 15 января оперы в Самару, в Томск приехала драма ­ тическая труппа, открывшая свой сезон постановкой пьесы Файко «Озеро Люлъ». До 10 марта прошло 22 спектакля: «Озеро Люль», «Мендель Маранц» и «Любовь под вязами»—по 2 раза. «Медвежья свадьба», «Смертельный поцелуй», «Ревизор», «Емелька дурачек», «Маркитанка сигаретт», «Женщина, которая убила», «Бастос смелый», «Право первой ночи», «Кто виноват», «Конец Криворыльска», «Дочь гене­ рал-губернатора», «Чудеса в решете» и «Кот в сапогах» (утренник для детей)—по одному разу. Драмой пропущено 17.742 зрителя. Средняя посещаемость—802 ч., средний сбор—479 р. (при аншлаге в 654 р.), что составляет 80,2 проц. Материальный успех очевиден (600 билетов в день по профсоюзной полосе). Драма , работавшая в этом же состава и при том же репертуаре до 15 января в Самаре, в Томске играет в значительно более спокойных условиях и демонстри­ рует вполне налаженные спектакли. Общий ансамбль вполне удовлетворителен. Сезон в Красноярске открылся в октябре опереттой. Средний сбор 50 проц. Прошли следующие оперетты: «Корневильские коло ­ кола», «Мартин Рудокоп», «Баядерка», «Марица», «Сильва», «Жрица огня», «Осен­ ние маневры», «Цыганская любовь», «Коломбина», Король веселится», «Ночь любви», «Тайны Гарема», «Танец стрекоз», «Желтая кофта», «Гейша», «Катя-тан- цовщица», «Ярмарка невест». Состав труппы посредственный. С марта оперетта была сменена Иркутской драмой, пользующейся в Красно­ ярске симпатиями, завоеванными еще в прошлом году, и превысившей свой успех в Иркутске. В Иркутске драматический сезон открылся «Горем от ума». Прошли следующие пьесы: «Горе от ума», «Ревизор», «На всякого мудреца»,- «Коварство и любовь», «Без вины виноватые», «Шторм», «Конец Криворыльска», «Воздушный пирог», «Яд», «Землетрясение», «Канцлер и слесарь», «Укрощение строптивой», «Женитьба Белугина», «Загмук», «Волки», «Саранча», «Азеф», «Су- дейкин», «За океаном», «1881 г.», «Проститутка», «Совбарышня Нина», «Тревожный звонок», «Когда заговорит сердце», «Любовь—сила», «Мендель Маранц», «Дочь генерал-губернатора». В начале сезона трудно было иркутской драме побороть установившиеся за прошлые сезоны навыки публики к оперетте. Постепенно все же драма завоевала прочные симпатии и довела театр до средней посещаемости в 72 проц. По рабочей полосе прошло 50 проц. зрителей. Работавшая в Омске, с октября по март, драматическая труппа ни в мате­ риальном, ни в художественном отношении успеха не имела. Состав неумело исполь­ зовался хотя в целом был недурен и нуждался лишь в очень небольших изменениях. Слабая посещаемость, при сборе в среднем в 259 р., привела к солидному д е ­ фициту. С марта в Омске начала работать опера, приехвашая из Челябинска. Не ­ смотря на весьма провинциальный уклон ее (небольшой и слабый состав оркестра и хора) , опера пользуется большим успехом. За первые три недели средняя посе­ щаемость 90 проц. Об’ясняется это тем, что в Омске оперы не было несколько лет. Работавшая в Барнауле, а затем в Бийске оперетта прошла в последнем по 900 рублей на круг. Состав—ниже среднего. Репертуар и постановки, обычные для провинциальной оперетты. Классических оперетт в репертуаре не было, также и никакой новизны, ничего оригинального в постановках. Но для Бийска оперетта— небывалая новость,—отсюда—успех и деньги. С 18 марта в Бийске на коллективных началах, при гарантии окрИК в 81/я ты ­ сяч рублей, начала свои спектакли часть состава Сибгосоперы—при сокращенном оркестре и хоре и при тех же солистах. При подведении итогов сезона в области репертуарной по оперным театрам приходится, выделив Сибгосоперу, ограничиться старой фр а зой о том, что публи­ ка любит старые оперы с популярными ариями, обычно исполняющимися в кон ­ цертах. Новых опер нет, попытки «омоложения» старых, путем изменения текста (напр. , «Тоска»—«Парижская Коммуна»), провалившиеся везде и всюду—в Сибири в этом сезоне не проводились. Сибгосоперу мы выделяем, ибо существование ее в Новосибирске в течение ряда лет создало известные традиции и развило вкусы публики, чрезвычайным по ­ казателем чего является успех оперы «Руслан и Людмила», воспринимающейся, обычно, лишь публикой, достаточно подготовленной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2