Сибирские огни, 1927, № 3
Абонементная (через профсоюзы) система, введением которой занялись по чти повсеместно, привилась в 1924-25 г. в очень немногих театрах , в виде исклю чений. Страшнейшая путаница была в подборе репертуара, в погоне за новым з р и телем и лавированием между ним и НЕП’маном. Гонятся за новым репертуаром, а новое-то каково было?—либо плакатные, действительные для дня, которые и зо бражаются в пьесе—«Землетрясение» Романова, либо громоздкие, не укладываю щиеся в установленные привычные театральные формы и не блещущие новизной их, в роде «Бунта машин» Толстого. С новым репертуаром в 1924-25 г. театр провалился. Ни новая, ни старая пу блика не приняла его, да и театр не справился с ним. Трудно себе представить не что более бесформенное и смешанное, неж ли недельная- афиша провинциального театра 24-25 г. Попытки щекотать чувствительность буржуазно-слякотными, слез ливыми «Осенними скрипками» сменяются «социальным» «Бунтом машин», затем зрителей возвращают к классическому «Коварству и любви», вызывают смех «Тре вожным звонком». И это все в одну неделю, и все тщетно. Гвоздем сезона повсе местно была нашумевшая пьеса Щеголева и Толстого «Заговор императрицы». В больших метаниях, в тяжких материальных условиях для подавляющего большинства театров прошел сезон 1924-25 г. (не надо забывать , что в провинции господствовали коллективы, твердая гарантия зарплаты работникам театра была редкостью), но наличие положительных результатов его все же несомненно. Пере лом в положении театра вне и внутри его, в отношениях к нему начался. Сезон 1925-26 года прошел уже в значительно лучших условиях. Появились хозяева театров,—правда, единого хозяина, единого руководства еще не было, но самое появление «хозяев»— в лице государственных органов, гарантирующих з а р плату работникам театра, можно отнести к значительным достижениям. Гарантия зарплаты облегчила репертуарную работу театров, позволила рисковать в отходе от установленных «кассовых» пьес и облегчила доступ в профсоюзные органы, естественно, питавшие большее доверие и возлагавшие большие надежды на хо з яи на—государственника, нежели на частных лиц или на расплывчатых представите лей коллективов. В сезоне 1925-26 г. начинают оформляться вкусы публики. Наибольший успех имели пьесы исторические («1881-й год», «Гапон», «Азеф», «Аракчеевщина» и др.) и комедии. В Сибири во всех почти окружных центрах были драмтруппы, в Новосибир- » ске—опера, в Иркутске—драма, потом оперетта. Материально сезон прошел значи тельно благополучнее, нежели в прошлые годы. Гарантия зарплаты превалировала над коллективами. Частных предприятий не было. Хозяйничали ОМХ’а, горсоветы и, меньше других, отделы народного образования , отстранившиеся как от материальной о т ветственности, так и от политико-художественного руководства театром. Абонементная система уже перестала являться исключением, но проведена была лишь в меньшинстве театров. Стали поговаривать и о снижении цен на билеты. К изучению вкусов и самого состава публики вплотную в сезоне 1925-26 г. еще не подошли. В сезоне 1926-27 г. приходится отметить прежде всего ту же пестроту х о зяев, что и была—попрежнему хозяйствуют окрОМХ’а, горсоветы, окрпрофсоветы и, менее других, ОНО. Наряду с этим, надо отметить, при отсутствии художествен ного руководства, увеличение внимания «хозяев» в области материальной—устано вление в большинстве окружных центров дотаций и субсидий театрам, более пла новое руководство и проверку расхода средств. Больше внимания уделено также подбору лиц, ведущих административно-хозяйственную работу и ответственных за театр. В большинстве окружных центров Сибирского края сезон прошел при т в ер дой гарантии зарплаты работникам театров. Смешанная оплата была в Иркутске и Красноярске, где гарантировался персоналу лишь минимум зарплаты, а остальное доплачивалось по марочной системе, в зависимости от сборов. В нынешнем сезоне драматических трупп в Сибири было меньше, чем в про шлые годы. Об’ясняется это отсутствием единой художественной линии по краю и недостаточно правильным и вдумчивым подходом местных хозяев к значению , и роли театра . К необходимости иметь у себя театр подешли все окружные города, но нет твердой уясненности роли этого «необходимого» театра . Правильно рас сматривая театр, как культурное развлечение, забывают «хозяева» его о второй стороне—о том, что театр является проводником идеологии, что театр может и дол жен быть максимально использован в области проведения нашей общей политико идеологической работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2