Сибирские огни, 1927, № 3
ХРОНИКА Зрелища в Сибири. Р. Кронгауз. Ни в одной области строительства не был так резко совершен поворот к х о з расчету, как в художественной, что привело к тому, что- во имя сохранения театра перестали замечать, кто его посещает, кому он служит. Не было у государства средств на содержание театра, на приобретение (ибо большинство из существую щих сейчас провинциальных театрального имущества, театров—детища Октября), не было средств на оплату работников театра , которых надо было удержать в пре делах СССР. Средства эти нужно и можно было выкачать у публики, а публику со средствами могла дать только НЭП’овская среда. Расплодились частные «хо зяйчики»—часто безденежные дельцы, и коллективы, работавшие на свой страх и риск. Политпросветы от руководства театром ушли. Театр обслуживал почти исклю чительно чуждые трудящимся элементы. Общий хозяйственный под’ем, улучшение материальных условий трудящихся и повышение общекультурного уровня, есте ственно, повысили значение и интерес к культурному строительству и к одному из ветвей его—искусству. Сезон 1924-25 г. можно- по праву считать началом перелома в жизни провинциального театра. Однако-, из-за отсутствия средств, неподгото вленности (а часто и отсутствия вовсе) работников по художественной линии, боль ших результатов не было. Если политика, проводимая с 1921 по 24 год, с одной стороны, дала возмож ность материально продержаться д о . т о г о момента, с которого можно бы начать театру выполнение своей настоящей задачи—служение трудящимся, то, с другой стороны, в начале своего поворота она привела театр к большим неудачам. Рабочие массы, отпуганные ценами билетов и составом обычной за годы 1921-24 театральной публики, стали чуждаться театра , да и театр, привыкший к своей прежней аудитории, исхалтурившийся, не смог найти подхода к новой пу блике, не знал, как прощупать вкусы и запросы ее. Поистине, было трагично поло жение работников театра, искренне тянувшихся к новой аудитории и не умевших найти «общих точек горения». Приведем характерную выдержку из письма одного прекрасного актера В. П. «Нам, актерам, нужен новый зритель. НЭП’овская публика не только не по нимает, она и чувствовать не умеет. Работаешь, работаешь и впустую! Что для нас наша работа, если она не задевает , проходит мимо зрителя! Если все сводится к зарабатыванию хлеба насущного, то зачем мне р а ботать в театре, где я ежевечерне выкачиваю себя целиком, до отказа? Я—юрист, смог бы материально устроиться не хуже , если не лучше, вне те атра. Но я не могу жить вне театра. Есть теперь новый зритель, горячо восприни мающий, крепко чувствующий. Не запомню я такого приема, как оказали мне в Ленинских мастерских (железнодорожные мастерские в Ростове н/Д.). Но чем удержать его, как и чем подойти к нему? Чувствую, что я только на момент з а х в а тил его. Уйдя из театра , он з ахочет продумать прочувствованное и, я уверен,— не пойдет он в театр больше или придет только от нечего делать: не найдется у нас общих точек горения. А я ведь и все мы искренне стремимся к новому зри телю, не для него только, а для себя. Но как, чем взять его?». Это письмо характерно (не только для 24-25 г.) и типично для мыслящих и желающих итти с нами нога в ногу работников театра. Таких много—десятками не счесть их.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2