Сибирские огни, 1927, № 3
вляют игрушки, и девушки, сидя вокруг шалаша, льют в огонь масло и смазывают себе лицо, при чем беспрерывно хохочут. Если богиня Аисыт будет довольна сделанным ей приемом, то должна вселиться в одну из присутствующих девиц, ко торая будет хохотать неудержимо. Председатель Совета Старшин В. Никифоров. Цена программы 10 копеек. Печатать разрешается 28 февраля, 1907 года. И. д. полицмейстера Н. Березкин. Таково содержание этой своеобразной оперы. В пояснение последнего акта скажем, что Аисыт—богиня, заботящаяся о размножении людей. В ее честь на третий день после рождения ребенка совер шается обряд проводов1). Если при этом какая-либо женщина смеется больше д ру гих, то это значит, что она скоро забеременеет, ибо ей, как говорят, «подмигнула» Аисыт. Постановка пьесы отличалась достаточной реалистичностью. Фигурировала, начример, «увесистая грудь» Дойду-иччитэ—хозяйки далекого места, живущей в роскошном дереве; в программе она названа богиней природы, хотя э то т добрый дух не относится к божествам высшего ранга2). Костюм и бубен шамана были взяты из местного музея. Многие зрители-якуты пришли в неподдельный ужас и волнение, услышав удары в священный бубен, звуки которого , обычно, приводят в мистический трепет суеверных детей природы. Беременность прекрасной Юрюнг Юкейдэн была подчеркнута подушкой, привязанной под платьем к животу ар тистки. Родившегося ребенка, конечно, заменяла кукла. Между прочим, в числе исполнителей находилась супруга старого народовольца и известного этнографа Ионова, чистокровная якутка. Якутскому клубу долго существовать не пришлось; по предписанию адми нистрации, он был закрыт в том же 1907 году. Около того же времени члены ЦК. союза якутов были приговорены к тюремному заключению на разные сроки... Всту пала свои права самая неприкрашенная реакция. Ликвидировались остатки «сво бод», самочинно захваченных населением. Оппозиция частично разлагалась , ч а стично уходила в подполье. .. Прошло десять лет. Настал 1917 год. И последний, решающий девятый вал- русской революции захлестнул, наконец, наравне с помещиками, и тойонат с его классной системой, и царских исправников и многое другое. .. Теперь автономная Якутия имеет свой театр. Из среды коренных якутов уже вышел ряд талантливых драматургов (А. Ф. Бояров , К. Сокольников, А. А. Иванов-Кюндэ, А. И. Софро - нов, Тимофеев-Александров) . Медленно отходят в область преданий нравы и обы чаи седой старины. Трудовые массы изыскивают иные, улучшенные формы жизни. История народа вступает в новое русло. -1) Подробное описание обряда см. в работе А. Е. Кулаковского—Материалы для изучения верований якутов. «Записки Якутск. Географ. Общ.» 1923 года . Кн. 1, стр. 97-99.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2