Сибирские огни, 1927, № 3

вляют игрушки, и девушки, сидя вокруг шалаша, льют в огонь масло и смазывают себе лицо, при чем беспрерывно хохочут. Если богиня Аисыт будет довольна сделанным ей приемом, то должна вселиться в одну из присутствующих девиц, ко­ торая будет хохотать неудержимо. Председатель Совета Старшин В. Никифоров. Цена программы 10 копеек. Печатать разрешается 28 февраля, 1907 года. И. д. полицмейстера Н. Березкин. Таково содержание этой своеобразной оперы. В пояснение последнего акта скажем, что Аисыт—богиня, заботящаяся о размножении людей. В ее честь на третий день после рождения ребенка совер­ шается обряд проводов1). Если при этом какая-либо женщина смеется больше д ру ­ гих, то это значит, что она скоро забеременеет, ибо ей, как говорят, «подмигнула» Аисыт. Постановка пьесы отличалась достаточной реалистичностью. Фигурировала, начример, «увесистая грудь» Дойду-иччитэ—хозяйки далекого места, живущей в роскошном дереве; в программе она названа богиней природы, хотя э то т добрый дух не относится к божествам высшего ранга2). Костюм и бубен шамана были взяты из местного музея. Многие зрители-якуты пришли в неподдельный ужас и волнение, услышав удары в священный бубен, звуки которого , обычно, приводят в мистический трепет суеверных детей природы. Беременность прекрасной Юрюнг Юкейдэн была подчеркнута подушкой, привязанной под платьем к животу ар ­ тистки. Родившегося ребенка, конечно, заменяла кукла. Между прочим, в числе исполнителей находилась супруга старого народовольца и известного этнографа Ионова, чистокровная якутка. Якутскому клубу долго существовать не пришлось; по предписанию адми­ нистрации, он был закрыт в том же 1907 году. Около того же времени члены ЦК. союза якутов были приговорены к тюремному заключению на разные сроки... Всту­ пала свои права самая неприкрашенная реакция. Ликвидировались остатки «сво­ бод», самочинно захваченных населением. Оппозиция частично разлагалась , ч а ­ стично уходила в подполье. .. Прошло десять лет. Настал 1917 год. И последний, решающий девятый вал- русской революции захлестнул, наконец, наравне с помещиками, и тойонат с его классной системой, и царских исправников и многое другое. .. Теперь автономная Якутия имеет свой театр. Из среды коренных якутов уже вышел ряд талантливых драматургов (А. Ф. Бояров , К. Сокольников, А. А. Иванов-Кюндэ, А. И. Софро - нов, Тимофеев-Александров) . Медленно отходят в область преданий нравы и обы­ чаи седой старины. Трудовые массы изыскивают иные, улучшенные формы жизни. История народа вступает в новое русло. -1) Подробное описание обряда см. в работе А. Е. Кулаковского—Материалы для изучения верований якутов. «Записки Якутск. Географ. Общ.» 1923 года . Кн. 1, стр. 97-99.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2