Сибирские огни, 1927, № 3
раздваивается, и богиня природы, обнажив свою увесистую грудь, оглядывает его и говорит, что пусть его зовут «Кулан Кугас аттах Кулантай» богатырем, что по другой его жизни, достойною его женою может быть прекрасная Юрюнг-Юкейдэн, дочь знаменитых родителей—тойона Тюэнэ-Монгол’а и его жены хотуна Молтой, живущих за тридевять земель. Прежде чем достигнуть этой чудной страны, где люди теснятся друг с другом, бок о бок, где обман и мошенничество свили себе прочное гнездо и где люди стекаются со всех концов света, ему придется пере нести много страданий и преодолеть страшные препятствия, почему ему необхо димо запастись особенной силой и здоровьем, что даст ему молоко из ее груди, ■если он только будет в состоянии высосать его. Когда богатырь Кулантай три раза высасывает из груди богини ее молоко, тогда она благословляет его на даль ний путь, а он благодарит ее и прощается с ней и с родимой страной. Действие 2-е. Бой богатырей. К широкому полю около юрты богатого тойона Тюэнэ-Монгол’а приходит богатырь тьмы Хаарылла мохсогол, Сын Неба, и, надменно восхваляя свои д о блести, требует от Монгол’а выдачи ему его дочери, прекрасной Юрюнг Юкейдэн. Вслед за ним приходит другой богатырь Сингелэ, сын преисподней, и приказы вает Монгол’у отдать ему в наложницы его дочь. Затем приходит богатырь света Кулантай и убеждает старика выдать за него замуж свою дочь. Тогда Тюэнэ Монгол высылает своего гонца Сорук Боллур’а сказать богатырям, что их трое, а у него дочь одна, и, не желая делать никому из них предпочтения, предлагает им самим решить, за кого из них он должен выдать ее. Богатырь Хаарылла мохсогол предлагает решить спор жребием, Сингелэ соглашается поделить ее на три части и отдать верхнюю часть сыну неба, среднюю—сыну земли, а нижнюю часть—себе; Кулантай же заявляет, что она давно предназначена судьбой и что, пока он жив и невредим, не уступит темным силам это чистое создание. Затем он схватывает •свой лук и смертельно ранит богатыря Хаарылла, который удаляется, произнося угрозы и проклятия. В жестоком бою с богатырем Сингелэ Кулантай выходит по бедителем после долгой борьбы и, когда тот падает мертвым, отсекает ему голову и приносит ее в жертву. Действие 3-е. Ошибка. Юрта тойона Тюэнэ Монгол’а. Старуха Симехсин Эмехсин, чистящая коро вий навоз в хотоне, принарядившись в одежду прекрасной Юрюнг Юкейдэн, си дит в переднем углу. Входит богатырь Кулантай и об ’ясняется в любви; та отве чает ему взаимностью и предлагает ему скорее ложиться в постель, чтобы отдох нуть от усталости. Идут к постели хозяйки и начинают раздеваться. В это время слышен снаружи голос женщины, возмущающейся таким поступком чужестранца. Кулантай спрашивает свою мнимую невесту о слышанном, но та отвечает небрежно, что это поют духи Давно умерших ее сестер. Когда начинают ложиться спать, вхо дит сама Юрюнг Юкейдэн; старуха вскакивает и, спотыкаясь, бежит в хотон, с о жалея о неудавшейся своей проделке. Юрюнг Юкейдэн насмехается и стыдит Ку- лантая, а тот просит прощения и об ’ясняет свою ошибку тем страшным боем, к о торый он вынес с богатырями тьмы из-за нее. Действие 4-е. Шаман. Юрта богатого Тюэнэ Монгол’а. Родители уговаривают свою дочь Юрюнг Юкейдэн не отказывать такому прекрасному жениху, как богатырь Кулантай, за невольную его ошибку, но дочь упорно отказывается исполнить их просьбу. Тогда старики решаются обратиться к содействию знаменитого шамана Кыкыллана, что бы он приворожил своими чарами невесту к жениху. Шаман привораживат их, и •они влюбляются друг в друга. Действие 5-е. Роды и проводы Аисыта. Прекрасная Юрюнг Юкейдэн в страшных мучениях приносит потомка, бла г о д ар я помощи и содействию богини родов Аисыта, которая невидимо при этом ■присутствует. Необходимо сделать достойный ей прием. Она любит веселье и смех, почему приглашают семь прекрасных девиц, устраивается детский шалаш, расста-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2