Сибирские огни, 1927, № 3
Заключение. По понятиям монголов, военное знамя является воплощением грозного бога войны, которому нужно бесконечное море крови. Здесь, несомненно, жи вет древний шаманский обычай с кровавыми жертвоприношениями. Совре менные монгольские шаманы во время ритуала царапают себе язык, достают каплю крови, которой мажут свой бубен. Вышеприводимые случаи из современности, несомненно' носят ри туальный характер и дают основания предполагать, что обычай этот суще ствовал и во времена Шидыр-Вана. Вот почему, очевидно', и появились чело веческие волосы у знамени Шидыр-Вана Все случаи происходят в связи с войной, в честь бога войны. Приносятся в жертву только пленные враги; нет случаев жертвоприношений из едино племенников. Известен, правда, один случай, когда этот же чеджин хотел принести r жертву знамени одного провинившегося монгольского солдата. Но весь отряд упросил его' помиловать (делалось это только для демонстрации, для поддержания дисциплины). Рассказ с выниманием киргизского сердца нужно считать преувеличен ным. С из'ятием сердца едва ли может сохраняться сознание даже на корот кие моменты'. По рассказам монголов, человек обязательно посмотрит на свое трепещущее сердце, когда его ему поднесут к глазам. И только исключитель ные герои-богатыри могут отвернуться. Таким героем оказался киргиз. Ве роятнее всего-, что- киргиз был уже не в состоянии на что-либо реагировать. Все эти рассказы выгодны были Джа-ламе, так ка к он тогда уже в Манд- жике начал строить большой монастырь (хотел создать центр западной Мон голии). Кожа, следовательно, ему нужна была для хурлов в будущем мо настыре. Второй случай—с сердцем Ванданова— несомненен. Об этом мне рас сказывали исполнители, прибавляя, что- Ванданов очень жирный, что его сало и мясо разобрали на лекарство (В тибетской медицине мясо, сало, череп человека и многое другое употребляются в качестве лекарств>. Человеческое мясо и сало преимущественно берутся от казненных). При том чеджин говорил, что с’евший сердце врага бывает храбр и не вредим. Интересно1, что в современных случаях человеческих жертвоприноше ний инициаторами являются представители высшего ламства—Джа-лама и чеджин. Если Джа-лама пришелец, то чеджин— коренной халхасец, один из чеджинов Богдо-Гегена. Правда, чеджин человек молодой, увлекающийся, неуравновешенный, ему явно хотелось подражать Джа-ламе. Основоположником и инициатором современных человеческих жертво приношений нужно считать Джа-ламу. Чеджин является только подражате лем. Несомненно, только' подражателем является т простой воин Гендын, че ловек с наклонностями хунхуза. Я описал эти случаи современных человеческих жертвоприношений у монголов не для того-, чтобы продемонстрировать жестокость кочевых наро дов Азии. Я хотел только показать, как живучи пережитки глубокой древ ности. Европейцам, т. н. культурным людям, удивляться тут нечему. Ведь они сами так недавно еще приносили в жертву богу войны десятки миллионов че ловеческих жизней...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2