Сибирские огни, 1927, № 3

Вскоре послышались звуки дамыр-а1), ритм молитв, шелест движений и грозное пофыркивание священнодействующего чеджина2). Все стихло. Оказывается, бежавшего Ванданова монголы! поймали и доставили в: лагерь. При появлении в лагере Ванданова чеджин сразу же впал в транс, воплотившееся в него божество- требовало себе в жертву трепещущее серд­ це Ванданова. Ванданова расстреляли, а вынутое сердце быш поднесено бес­ нующемуся чеджину, который в экстазе его- сел. Позднее он говорил, что во время транса действует божество, а не он, оно и с’ело сердце Ванданова. Ванданов—забайкальский бурят, буддист, бывший ученый лама, по­ том белый офицер Унгерна. Ванданов должен был убить военачальника и чеджина и тем самым предотвратить возможность переворота. Но монголы успели предупредить события. Таким образом, Ванданов являлся злейшим врагом, богоотступником, поднимающим мечь против буддизма (в лице чеджина и военачальника) и свободы монгольского' народа. Естественно1поэтому, с точки зрения мон­ голов, что божество- чеджина потребовало- сердце Ванданова. Жертвоприношение знамени Чецжин-ламой. Дальнейший ход событий развертывался в пользу красных монголов. Остатки белых под командой Сокольницкого и Казанцева, ограбив монасты­ ри.—Ебугун-ку-ре и Батыр-бейсе, перебив несколько десятков ни в чем н-епо винных мирных лам, отступали к Кобдо- на соединение с отрядами Бакича и Кайгородова. Отряд красномонгол-ов вскоре -вернулся в Улясутай. Как в отряде, так и всюду было, развернуто красное знамя. Организовались погони почти до Коб­ до, чтобы- угнать белых от Улясутая. Наступило' относительное успокоение. В лагере остался чеджин-лама. Военачальник уехал для переговоров с другими красными частями. В Улясутайский лагерь доставлялись бродячие по окрестностям, от­ бившиеся от отряда белые. В лагере оказались два пленных офицера и несколько женщин. Они рас­ сказывали об аресте капитана Придатко и фельдфебеля Филимоно-ва, ко ­ торые- хорошо известны были монголам, первый—грубостью и хулиганством, второй, как начальник контр-разведки (бывший служащий Второ-ва в Бийске). Их, как активных белых, посадили в тюрьму, Придатко сам отра­ вился в тюрьме, а Филимонов был принесен в жертву знамени чеджин-ламой, во время праздника победы над белыми!. Рассказывали о жертвоприношении и празднике в лагере все. 1) Дамыр—небольшой барабанчик с прикрепленными к бокам двумя шарика­ ми. Употребляется во время богослужения ламами. 2) Чеджин—изменившийся под влиянием буддизма шаман. Чеджины—обычно ламы (редко бывают и миряне), в которых входят духи, они впадают в транс, как и всякий шаман. Разница только в том, что в обычного шамана входят духи гор из первобытного пантеона богов, тогда как в чеджинов входят обычно грозные божества буддийского (ламайското) пантеона. Через чеджина боги вещают верующим всякие откровения, производят ле­ чение. По народным верованиям, главные четыре чеджина Далай-ламы и четыре чеджина Богдо-гегена—всемогущи. Действующий чеджин в лагере считался одним из четырех чеджинов Бог­ до-гегена. Костюмы и телодвижения чеджинов отличаются от простых шаманов. На костюме и телодвижениях явно видно буддийское влияние. Чеджин и в костюме и в позах подражает буддийским святым, изображенным на буддийских иконах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2