Сибирские огни, 1927, № 3

Кожа киргизского богатыря. Монголы быстро справились с китайцами, но долго боролись с кирги- . замш. Весь 1913 год в Кобдосском округе был потрачен на борьбу с алтай­ скими киргизами. Киргизы, откочевав в сторону Шарасюме, поддерживаемые Палта-Ваном*), китайским ставленником, делали набеги на Кобдосский округ, угоняли скот, убивали людей. В борьбе с киргизами принимал деятельное участие Джа-лама. В одну из таких схваток, осенью 1913 г., по приказу Джа-ламы, была снята целиком кожа с убитого киргиза, которую мне пришлось видеть в феврале 1914 года, в ставке Джа-ламы, в 60 верстах к северу от Кобдо, в Монджик-куре. Кожа -висела в юрте, заменяющей склад для продовольствия. Вверху была подвешена кожа, внизу лежало мясо, мука и другие продукты; тут же были сложены и -наши седла. Об этом необычайном случае я услышал в Хангельцыке еще осенью 1913 года. Поступок буддийского ламы показался мне диким и непонятным. Я доказывал местным ламам всю несуразность, жестокость и бессмы­ сленность такого поступка. Баитские ламы Джа-ламу в то время ненавидели. Джа-лама арестовал баитского отшельника аскета «Даянчи», считавшегося святым, увез к себе в Монджик, где подверг его пыткам за то-, что тот имел мужество написать -обличительное письмо всемогущему тогда Джа-ламе, в котором обличал его за антирелигиозное поведение, дискредитирующее догматы' буддизма. Баит­ ские ламы и все население ненавидели Джа-ламу за непомерные налоги и по­ винности. И вот, при такой личной неприязни к Джа-ламе, баитский лама мне tee же об’яснил, что в ламайском культе во время некоторых богослужений . стелется белое полотно, вырезанное наподобие распластанной кожи Мангыса. (Мангыс в монгольском эпосе—одухотворенное злое начало. По могу­ ществу и хитрости Мангыс почти не уступает героям и богатырям—предста­ вителям доброго начала. Богатыри, обычно, всегда побеждают, но с невероят­ ными усилиями. Лама говорил, что в главных храмах Лхассы в Тибете у Далай-ламы и Банчен-Богдо, для совершения великих хурлов, честь грозных богов есть на- - стоящие кожи мингысов, но больше их нигде нет, даже в Урге у Богдо-Гегена. В других местах всюду применяется имитация. — Вот и Джа-лама снял кожу, вероятно, для обрядностей, а не по же стокости,—закончил лама. В марте 1914 года Джа-лама был арестован русским отрядом, стоявшим тогда в Кобдо, увезен в Россию, где первые годы сидел по тюрьмам, потом был сослан в Якутск, позднее переведен в Астрахань, откуда в начале рево­ люции бежал в Монголии). Из расспросов близких к Джа-ламе людей, в то время бывших с ним в походе, я выяснил следующее. После боя киргизы разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно, тяжело раненый, статный, красивый молодой киргиз сидел гордо, опершись спиной о камень и спокойно' смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из под’ехавших всадников ударил его копьем. Киргиз немного наклонился вперед, но не застонал. Джа-лама при­ * ) Палта-Ван (монгол)—Торгоутский князь, получивший образование в Ки ­ тае и Японии, не перешел на сторону Монголии, а остался верным Китаю и был назначен тогда китайским губернатором в г. Шара-суме. Посылал неоднократно ки­ тайские отряды на Кобдо, но монголы каждый раз их разбивали.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2