Сибирские огни, 1927, № 3
им свое знамя. Они его принесли с собой сюда в ссылку. Здесь они жили в не посредственном подчинении у китайского кобдосского губернатора и, как его данники, несли натуральную повинность поставкой дров и сена. Потому у мингыт не было- потомственного князя, как это было у дру гих хошунов, у них существовало выборное начало*). Хошун выбирал прави теля, а китайский губернатор Кобдо его утверждал. По мингытским повериям, знамя Шидыр-Вана считается главной хо- шунной святыней. Оно дает счастье и обилие мингытам, у них почти не вы падает снег, окот зимует всегда хорошо. Все это—благодаря присутствию знамени; Шидыр-Вана. Ежегодно на лето монастырь с р. Кобдо выезжает в горы, верст на 25, в другой мингытский монастырь Найдан:дацан; ежегодно туда торжественно перевозят знамя Шидыр-Вана и устраивают праздник в честь знамени. Мне, пробывшему тогда полтора десятка лет среди1монгол, казался странным разговор с служителем, буддийским ламой, представителем учения «щади все живое» и мои» спутником мингытом' Ундур-Еренцинджаном, раз говор о возможности существования человеческих жертвоприношений зна мени. Этому факту я тогда не придал серьезного значения. Освещение нового знамени Джа-ламой. Скоро жизнь Монголии резко1изменилась. В то время, когда я ездил по мингытским кочевьям, в Урге совершались большие события: глава ламай- ской церкви в Монголии—Богдо-геген—об’явил независимость Монголии, провозгласив себя правителем; монголы изгнали из Урш китайского губер натора. Наступил бурный период. Зима и лето в Кобдосском округе прошли в борьбе с китайцами. Кобдосский губернатор не захотел мирно уйти, не пожалал последо вать примеру своих соотечественников и сослуживцев, которые без сопро тивления сдали власть монголам в Урге и Улясутае и уехали в Китай. Монго лам пришлось собрать до15.000 человек для того, чтобы взять город Кобдо. В Кобдосском округе по борьбе1с китайцами проявил большую энер гию тогдашний национальный герой—ДамбинДжанцын-лама, который широко известен под именем Джа-ламы или Джа-Богдо. Кобдо после длительной осады 7 августа 1912 года был взят, китайцы разгромлены. Установилась власть Богдо-Гегена. Джа-лама за подвиги под Кобдо получил награды и духовные титулы. После победы над китайцами Джа-лама сделал себе новое знамя и устроил праздник.его освящения. Ha> празднике, кроме обычных молебствий, совершенных ламами, была принесена человеческая жертва. У подножия зна мени был зарублен пленный китаец. Об этом необычном торжестве мне рас- ■сказывал как сам Джа-лама, так и его приближенные. В лагерь к ним на р. Кобдо я приехал несколько дней спустя после это го празднества. Новое знамя—блестящее полотнище из парчи, прикрепленное к древку, красовалось у юрты Джа-ламы. * ) До 1921 г. в Монголии хошунами (уделами) управляли наследственные кня зья, потомки Чингис-Хана. Мингыты, будучи элементом ненадежным, лишены были этого права. В таком же положении находились и их соседи дамби-олеты (также ссыльные за проступки князя. Сородичи их кочуют по бер. р. Тамир, хошун Олет- бейсе).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2