Сибирские огни, 1927, № 3

Человеческие жертвоприношения у современных монголов. А. В. Бурдуков. Знамя Шидыр-Вана у племени мингыт. В 1911 году, осенью, во время осмотра мингытского монастыря (куре), находящегося на реке Кобдо, недалеко' от нижнего конца Ундур-Ко-ко, в одном из дугунов (храмов) служитель (донюр) показал мне знамя (тук) Шидыр-Ва­ на1). Знамя находилось в алтаре с ла-майскими иконами (бурханами). Перед знаменем тускло горела неугасимая лампада, в храме был полумрак.- С тру­ дом можно было рассмотреть, что наверху древка знамени торчал обычный треножник (сере, подобие трех копий, входящих общим одним стержнем вверх древка). Ниже был пучок волос (обычно они лошадиные). Все древко обве­ шено массой хадаков2), весьма обветшалых и выцветших от времени. Но бы­ ли среди них и свежие, обычные для всяких знамен. Служитель сказал таинственно, что среди1 многочисленных хадаков: есть и волосы людей. Это меня удивило. Мы' чиркали несколько раз спички. Волосы, действительно1виднелись, но какие— на расстоянии' в полумраке рас­ смотреть было невозможно. Мешало этому и большое нагромождение хадаков-. Дальнейшей бесцеремонностью -можно было оскорбить (религиозные чувства и испортить хорошие отношения. Пришлось ограничиться расспроса­ ми. Но служитель не мог об’яснить, почему на знамени оказались человече­ ские волосы, высказал только предположение, что-, может быть, в старину людей приносили в жертву знамени. При расспросах у мингыт выяснилось, что мингыты себя считают ото­ рвавшейся частью хошуна Дюрюкчи-Вана, кочующего по реке Тесин-гол, что слово- мингыт означает «минган, мингат»— тысяча, с тысячу, что они бы­ ли верной тысячью Шидыр-Вана. Казненный китайцами Шидыр-Ван завещал *) Шидыр-Ван (Ценгунджап) — предок современного князя Дюрюкчи-Вана,. недавнего правителя, теперь Тесингольского хошуна, находящегося в Улясутайском округе. По народному преданию, в 1750 годах—Шидыр-Ван, Амур-Сана и Юй-Дзян- Джин задумали восстание против владычества Китая. Заговор китайцами был от­ крыт, Шидыр-Ван пойман и казнен в Пекине. Амур-Сана бежал в Россию. Измен­ ником оказался Юй-Джан-Джин, женатый на китайской княжне. 2) Хадак—шелковый шарф, употребляемый монголами для приветствий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2