Сибирские огни, 1927, № 3
На пути' нам встретилась скала, отвесно опускающаяся в зеленую воду Убы, которую никак обойти нельзя. Отсюда видна заимка и стоящая на бе регу лодка. Мы начинаем кричать, и вскоре на наш вызов явился старший сын Ванифатия Ивановича. Он столкнул лодку в воду и при помощи шеста переправился к нам, а через десять минут мы стояли уже на кухне большого крестового дома перед хозяином. Мой спутник здоровается и протягивает руку, но хозяин с норовом, он хочет знать, кто мы и только тогда подаст руку. — Может вы коммунисты, поганцы какие. Я вам руку подавать не должен тогда... Но, образумившись, он подает, а за ним и вся семья «рукается» с нами. Ванифатий Иванович—громоздкий, круглолицый мужчина лет 60, но ни в бороде, ни в волосах головы, подстриженных в скобку, еще не видно седин. Он крепок, как кедр, и духовно возвышается над всеми убовскими старо обрядцами поморского толка. Одет он в длинную бледно-розовую полотня ную рубаху, поверх—домотканного сукна пиджак. В его лице трудно про честь служение богу; оно большое и полное. Такие лица часто бывают у мясников. Единственное, что привлекает,—синие открытые глаза. Голос его груб и трескуч. Семья у него ходит, что называется, по струнке, вся она не заметная и будто находится на службе у хозяина. — Старуха, ну-ка давай ниш, я с ними поговорю по-настоящему!.. И та бежит за пивом, ai дочь и сноха ей наперебой. Хозяин приказал— надо исполнять. Начинало темнеть. Пришел сын, а за ним зять. Ни сын, ни зять в бо жественном писании не сведущи. Ванифатий Иваныч о них говорит с неко торым презрением: — Эти чиво—глупые.:, дочка у меня—та все-таки... Весь вечер Ванифатий Иванович рассказывал о своих скитаниях, о поисках веры правой. Видно, молодой он был пробоистый. — У всех я побывал,—рассказывал он,—и у долговолосых ваших, и у монахов, и у баптистов... у кого я только не бывал—нету правды. Надергают из евангелия стихов и тычутся с имя, нет, ты мне всю главу прочитай, к чему она говорит... Мы себя нигде не заявляли искателями веры, наша задача была совсем иной, и все же с нами везде говорили только, как с искателями потерянной крепости веры. Может быть, поэтому Ванифатий Иванович и к нам снисходителен, хо тя рогатки ставит, как и вообще все нами встречаемые староверы, недо- веряет. — Дивно это, штоб в нонишни времена, за эстолько верст, люди веру правую искать ходили. Ну, да раз пошли, так и бог на помочь!—и ударясь в пафос, он продолжает, хмелея от пива.— Пейте из этого родника—в нем бо жизнь и радость человеческая! Што есть человек без веры? Тфу! Пустое место, трава сорная, кою хозяин (с большой буквы) приидет и вырвет, как ненужную, и бросит в геену огненную на потеху диадалам. Томительно слушать целый вечер божественные наставления и цитаты из книг, а пиво уже голову кружит, ноги никак от пола не отдерешь Е. Н. Пермидан после двух добрых кубков постель попросил. Я бы с удо вольствием последовал его примеру, но нехорошо хозяина одного оставлять за столом, мы пришли к нему не пиво пить, а беседовать. Поэтому я кре плюсь и не отстаю от хозяина в выпивке, которому пиво—ежедневный, не обходимейший напиток.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2