Сибирские огни, 1927, № 3
— Ну, а ты-то, умный, видал?—прицепляется милиционер.—Ну-ка, рас сказывай, что ты видал? — Это к тебе не касаемо... — А дураком называть можешь? — Когда у человека, вместо головы, колчужка—могу... Милиционер отходит и рычит кому-то: — Моли своего бога, что ты не в городе мне попался. А то я бы тебе показал дурака... Вокруг спорщиков образовался круг. , Михаил Зотеич несколько раз просит публику не собираться в одном месте, не кренить пароход, но публика не верит в гибельную мель, она твердо сжимается в кольцо и не слушает слов капитана. Как-то днем мы поведали начетчику истинную цель нашей поездки— ознакомиться с бытом и верованиями старообрядцев. Он говорил, что это хо рошо, что, если мы заедем к нему, он даст нам массу материалов и т. д. Мне было жарко, и я сидел с расстегнутым воротом рубахи. Начетчик живо схватил, что ему надо, и подозрительно, не веря в наше православное вероисповедание, заговорил: — Вот вы едете к людям старой веры, бытто самие русские, а креста пот у тебя,— он указал на меня,—нету, ровно бусурманин... Може вы от пра вительства? Да. «Уел» он, можно сказать, меня в самое обнаженное место. Была у меня такая оплошность: собрался ехать к кержакам, а про крест забыл совсем. Пришлось напрягать все свои силы, чтобы доказать, что крест-то у меня есть, а только гайтан порвался и, что это, наконец, не столь важно—самое главное, чтобы у человека в душе был крест... и так далее. Трудно пришлось изворачиваться, а нужно было, потому что втайне каж дый из нас намеревался посетить этого старика. Расстались мы с ним дружелюбно. Он звал нас к себе и обещал дать свои беседы для вразумления заблудших. Начетчик этот—крестьянин села Зевакино, Семипалат. губ., Корни- лий Николаевич Аникин. Вслед за Аникиным где-то на соседней пристани слезли баптисты и ад вентисты. Наш ковчег медленно, но верно подвигался вперед, изредка скользя же лезным брюхом своим по галькам, отчего на пароходе поднималась паника, и казалось, что мы сели на мель основательно, как древний наш праотец на горе Арарате... На третьи сутки мы прибыли в Усть-Каменогорск. Усть-Каменогорск. Устье каменных гор... Исток последних сил каменного разлива бушевавших некогда стихий. Устье каменных гор... Но эти колоссальные каменные нагромождения развернул могучий Ир тыш в порыве к простору, принял к себе на грудь игривую шелководную Ульбу, принял, смял ее звериной лаской и сам от этого стал ленивее, словно отдох нуть захотел в степных просторах. Устье каменных гор... Здесь, у последних каменных наслоений, в царствование Петра Велико го, отважным человеком заложена была крепость—большой земляной вал (прикрытие от набегов и стрел кочевников, хозяев степи), и здесь же суждено было возникнуть городу Усть-Каменогорску.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2