Сибирские огни, 1927, № 3

Весь Уймон, кроме пяти мужиков, был в банде Кайгородова. Тепереш­ ний председатель сельсовета, спекулирующий скотом и по три недели' не загля­ дывающий в сельсовет, Атаманов Василий!—быв. командир бандитов. — Мужиков перебили,—скрипучим голосом тянет дед и покачивает го­ ловой.—Скота пообобрали. Напрасно все. Больше скота, больше масла мож­ но будет другим государствам продавать— президенту нашему больше пользы. Он не согласен с Егором Федоровичем в вопросе об антихристе и) его царствовании!. — Царь еще будет, а потом уж антихристово царствование. Помолчал, пожевал зернышки свежей пшенички и полушопотом спросил: — А когда коммунисты царя поставят? В доме Егора Федоровича спрашивали меня: есть ли еще где на земле цари? Я ответил утвердительно. — Видно, поживем еще маленько,— заметила толстая, мягкотелая, как гнилое дупло, жена настоятеля. — Пошто же у нас-то не сделают царя?—с сожалением спросил Анто- ха бухтарммнский, брагг Егора. Настоятель помолчал, потом несмело как-то спросил: — А как, паря, коммунистические попы молятся? Я недоумевающе пожал плечами. — Коммунистических попов никогда не будет. Живой церкви попы-, хо­ тели сказать? Затряслась чернобородая голова. — Да нет. Мы, ведь, слышали: вышла новая вера, коммунистическая, попы у них свои. Вот нам и охота узнать, как они молятся. Помолчал, выпил большую чашку пива. В комнату, заметив приезже­ го человека, вошло еще несколько! стариков. — Ребят крестят у таких-то, у служащих, коммунистические попы. У нас тут на сборне крестили одного. Мь« не ходили, не видели. Вечером я сидел у секретаря сельсовета. Секретарша жаловалась на от­ сутствие «научных людей», говорила об октябринах своего ребенка. — На наши октябриньг пять человек пришло, да советчики в обязатель­ ном порядке. Быть может, об этом и упоминал кержацкий настоятель, спрашивая о «коммунистических попах»? За восьмушку чая. Перескакивает разговор с предмета на предмет. Егор Федорович гово­ рит о «ключах». — Наши вот ездили на святой ключ под Барнаул. Плохо нынче помо­ гать стало. Обнародовали шибко. Ране-то у нас тут Рахмановские ключи как пособляли, пока наши деревенские только знали о них. Эти годы; разнесли молву о них—бог знает откуда приезжать стали, помогать хуже стало. Согнувшись, в низкие двери пролез алтаец. — Здравствуй. — Ты пошто «здравствуй» говоришь? Здравствуй-то только сатана своим чертям говорит. Надо: здорово живешь. Алтайцу надо чаю. Хозяин предлагает работать за одну восьмушку (37 коп.) день или нарубить сажень дров. Лицо алтайца передернулось, он закричал, убегая из избы: — Думаешь, раньше рубили вам за восьмушку три сажени, так нынче.., Нет! Я лучше заработаю где-нибудь, да сам куплю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2