Сибирские огни, 1927, № 3
комитета взаимопомощи отказалось, пять собраний было— ничего не могли сделать. Они у нас только и знают, что указ матушки Катерины, чуть чо, дак: «Нам Катерина подарила место это». Она на минутку замолчала. Через плечо посмотрела на десятилетнюю дочь, сидящую сзади за седлом. — А на собранье придут старики— против их слово сказать не смей. Прош/ой раз бедняки голосуют за комитет, а бабы ихние против—стариков боятся: «Я, говорит, беременна, а он, наставник-то, вон на прясле сидит, уви дит—на дух не примет. Он нам ведь наказывал: «за ересь эту не голосуйте». Да, так вот и идет у нас. Ее не любят старики-уймонцы. Она—сорока-белобока в черном во роньем стаде. Она одна во всем Уймоне сбросила с плеч «переметчики» са рафана— носит платья. t Ее считают самым последним человеком в деревне. Да и как не считать ее худым человеком—ушла от мужа и к тому же имеет самовар (во всем Уймоне три самовара). А пить чай кержаки считают за великий грех. — Из назьму его бусурманы делают, ногами топчут. Недавно привозили сюда кино-передвижку. Молодежи набилось полное помещение сельсоветское, где был сеанс. Бородачей— ни одного. Они окру жили дом, прилипли носами к оконным стеклам и заглядывают. Уходили, по качивая головами: — Антихриста приехали. Сатанинское изделье привезли. Молодежь отзывается восторженно, с сожалением, потирая руками: — Ах, еще бы поглядеть! Баско шибко. 16. Цепи бесовские. В прошлом году проходило землеустройство. Больше десятка стариков отказалось от земли. — Остолбленная земля все одно, что цепями бесовскими обтянута,— го ворил кержацкий настоятель Егор Федорович.—У нас многие и раньше, когда первая нарезка была в девяносто восьмом году, отпирались от земли. Нам ни какой нарезки не надо, вся земля еттака наша, сама Екатерина Алексеевна подарила нам ее, дескать, как земля эта в Азии. У нас и манифест-то этот был, да только в переметелицу-то эту потерялся где-то. Тогда еще двадцать шесть человек наших сидели в тюрьме за отпор от земли-то. 17. На переломе. В кооператив старики не вступают, записывают в члены сыновей своих, хотя бы и было сыну всего пятнадцать лет. Боятся записей: «Как бы не к антихристу записали». Был пост— «госпожинка». Мне надоели огурцы с квасом, попросил скоромного. Изжарили картошек с маслом. Пока ел картошки, у дверей до ма стоял караул: не зашел бы кто из соседей, да не увидел бы, что в пост кормят человека картошками, на масле поджаренными. В улице мелькают шляпы войлочные, кафтаны широкобористые и сара фаны. Женщины здешние носят только сарафаны. Платье и фуражку здесь не встретишь. •Старинным платьем, низкими поклонами прикрывают гнойные язвы. А язв много. Молодежь, вышедшая из-под влияния стариков, расплескивает сбою энергию по грязным ухабам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2