Сибирские огни, 1927, № 3
человек в аил, вскоре все соседние аилы знают: приехал такой-то человек. В верховьях Белого Ануя заведывадощмй Бийским музеем купил у ал тайца бараний рог, приспособленный для подвешивания котлов. Перевалил он н соседнее урочище Бешпельтир, алтайцы тащут точно такие же рога. — Пять копеек,—говорит приехавший. — Ну, там дороже покупал,—и алтайцы назвали, цену, за которую был куплен рог в Белом Ануе. Шубный телефон известил их во-время. 7. Утихающие звуки. Заливался в горах неистовы* хохотом шаманский бубен. Болтались по сле камланий белые шкуры лошадей, коров, овец. Пил шаман горячую кровь скота алтайского, просил диким криком своим богов о помощи больному, но уснувшие боги не помогали. Тогда в душе ругал алтаец шамана. В горах я слышал об утихающих звуках шаманского бубна. Лет двадцать с лишним тому назад еозникла на Алтае новая религия— бурханизм. Теперь бурханизм теснит шаманизм, загоняет камов в далекие, темные ущелья. Три алтайца—с Куяхтанара, Тугурюка и Яконура— говорили1мне о но вой вере: ' ;* — Кам—плохое Лежит больной!, кам приходит—самой лучший лошадь колоть надо, а он все одно пропадат. Бурханкам приходит, чашку молока ко быльего бросает кверху. Выздоравливать больному, так выздоравливает, а умирать—умират. Расходу нет. Бурханкам—хорошо. На вершинах высоких перевалов, откуда темно-зелеными волнами вид неются и южные и северные хребты! Алтайские, заросли травой кучи камней, палок, веток, деревьев. Когда-то алтаец, поднявшийся на перевал, приносил в дар богу—духу гор—камень или ветку лиственичную. — Теперь наша бурхан, камень класть не надо,— говорит старик- алтаец. 8 . 0 чистых и нечистых. Лучшие места в горах, так называемые «степи», заняты русскими. Ко- гиа-то на «степях» кочевали алтайцы'. Пришли русские и разогнали абориге нов по неудобным местам—в тесные, каменистые щели. Живут сейчас алтай цы, порой, рядом с вечным снегом. Вот как рассказывал мне о заселении края тюгурюкский мараловод Кудрявцев: — Мало было русских, совсем мало. Кругом татарва. Коней татарва воровать стала, думала этим русских выжить, fto ночам приходилось карау лить коней. Потом русский народ усиливаться стал. Татарву за воровство своим судом. Ну, убили сколько-то человек. С того времени, мотри, лучше стало. Стала татарва отдаляться и отдаляться. Теперь живут по щелям,—и ‘ ■н f .оказал рукой ьоьруг долины, за которой сверкали на солнце снега нестаи- ваюшие. Ушли. Мне вспомнилось тогда: царское правительство не разрешало алтайцам кочевать на пять верст от того места, где поселились русские, где поставлен крест. Враждебное отношение русских к алтайцам, как видно, не угасло до- сих пор. Алтаец—Акулов Петр-—член ВКП—передал московским студентам-экс курсантам такое заявление:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2