Сибирские огни, 1927, № 3
Зимой жгут сальные свечи, а порой и лучину. В городах говорят о всеобщем обучении грамоте сельского жителя. А в горах только три процента грамотных туземцев и десять процентов при- шельцев-русских, знающих печатные знаки. Какой огромный путь предсто ит еще пройти нам на третьем фронте. Время контрастов! Вот полоска редковатой пшеницы, похожей на мышиные хвостики. Ка кая пестрота—беленький колосок—он толще других—выше всех, от тяже сти клонится книзу, от жары ломается, зерно осыпается; ниже—красный незрелый колосочек, а еще' ниже—настоящие мышьи хвостики. Хозяин ждет, когда созреет больше колосьев,—и тем! временем теряет лучшее зерно. Ря дом— прямые ленточки ровной белоколосой пшеницы. Она улыбается на солн це крупным колосом. Это ноэ—сортовая пшеница. Посеяна сеялкой, а может быть даже по черному пару. Поблизости! зеленеет кудрявая отава скошенного клевера. Сдвиг в сельском хозяйстве есть. Есть уже хозяйственная чересполосица. Крестьянин понял, что выгодно сеять клевер, и сеет его. Но он не об’яснит: почему после клевера выросла на редкость хорошая пшеница. Еще узки взоры крестьян культурников. Их тожает вперед агроном. Они не скажут, поче му ту или иную работу надо' делать по-новому, они только говорят; — Так агроном велел... И тут длинная дорога до культурника-крестьянина в полном смысле это го слова, непочатый угол работы. Невежество сидит и в кругу культурников. Крестьяне одного из поселков предгорья узнали, что за новые приемы в области1сельского хозяйства будут выдавать премии—два-три домохозяина посеяли клевер. Этой весной привезли агронома. Еще не окончена беседа, как в углу зашептались: — У кума Игнатья опять лошадь захворала. — Ну?.. Чо с ей?.. Плечо?.. Нога?.. — Испортил кто-то. — У Игнатья коня испортили!—уже кричали на всю сборню. — У меня тоже лошадь не может чо-то. — Порча, парень... Агроному пришлось замолчать. — Эта которая лошадь? Двенадцатая — Всего скота решит колдунья окаяшшая! — Кто же этим делом занимается? Надо обязательно найти и... с вы селка долой. — Долой, долой! — А если она оборотнем—свиньей или волком—бегает? — Левой рукой наотмашь бей тогда. До глубокой ночи искали посельчане колдунью, ничто их не интересо вало больше. Тот же агроном мне рассказывая: — Приехал я на поселок потомство чистокровных свиней в племенную книгу записать. Надо сказать, что большинство посельчан неграмотные. Ну, и пишу клички: «Манька», «Дунька», «Хрюкалка» и т. п. и вдруг попадает кличка «Венера синезадая». Откуда они взяли слово это, я так и не мог уз нать. Хозяин, глядя на мой смех, сказал: — Можно и по-другому как записать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2