Сибирские огни, 1927, № 3

— Я тоже,—говорит баба с ведром. Молодой крестьянин спрашивает о стоимости автомобиля. Он говорит, что хорошо бы купить такой, пассажиров в Бийск возить. В Алтайской, завидев автомобиль, ребятишки убегали далеко в сторону, прятались за прясла оград. Дряхлая старуха, покачивая головой, скрипит: — Жили-жили, спокон веков ничо не видели. Жали серпами, хлеб не проедали, а теперь и в Сибирь пришло это... О, господи-батюшко!.. V3. Чуиския дороги. Двадцать лет тому назад Чуйский тракт—трудно проходимая тропа. От Онгудая можно было ехать только верхом. Теперь старый тракт подновляется. Строят мосты, роют косогоры, засы­ пают ямы’, осушают топкие места, возят гальку и щебень. На Чуйском тракте работает около 300 человек рабочих, большинство из них—крестьяне сосед­ них деревень. Крестьянин с лошадью зарабатывает в день 3-4 рубля. Пешие рабочие, зарабатывают 2 р.— 2 р. 50 коп. Есть и такие, которые зарабатывают в день четвертак: поработают-поработают, да и в кусты*—пьянствуют там. Новый тракт в противоположность старому—маленькой проселочной дорожке— протянувшись на другую сторону реки, улыбается своей строй** иостью— ровный, прямой, широкий. Вода, когда-то перемывавшая дорогу, теперь маленькими ручейками1 выбегает из-под каменной коры, которой одели дорогу. Крестьяне-ямщики относятся к постройке тракта недоброжелательно. — Сделают тракт таким—машина груз повезет. А машина—непобедимый конкурент ямщика. По этому пути должны пойти круглоногие кони. Сглаживаются горы, сгрызаются верхушки перевалов. Обходится Ар- жаная гора, Красная гора, Комаринский перевал. Значительно понижается под’ем на Чике-Таман. 4. Немеренные расстояния. В Алтайском крае живо ямщичество. Добрые лошади отмахивают вер­ сту за верстой, но все же утомительно долго тянутся эти версты. День к кон­ цу—тридцать пять верст позади. Так мало! Наше время—время контрастов. Средства передвижения—от быстролет­ ного самолета до лошади. От Парижа до Омска без спуска в двадцать восемь часов, от Москвы до Урала за ночь... От Тегерана до Москвы—больше трех тысяч километров— в один день. Мы целый день тащимся по горам верхом,—и все еше видно с перевала острую сопку у деревни, от которой мы отправились утром. Мы должны оста­ новиться—в горах Алтайских не ездят ночью. — Электрическое освещение уже во многих деревнях,—думаю я,—а здесь, в горах Алтая, летом не зажигают огня, ужинают при темноте. — Рот на знакомом месте—рука ложку в ухо не затащит,—говорят алтайские старожилы-крестьяне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2