Сибирские огни, 1927, № 3
чение пиказывает, чтобы служилые, посадские и торговые люди хорошей и сред ней слюды у Жилина не покупали, и чтобы последний, пока у него не будет взята пошлина, никому слюды не продавал, об’являет строгое наказание за незаконную продажу и приказывает всю добытую и взятую в виде пошлины слюду доставить в Москву, с запрещением продавать ее в сибирских городах. Обращаясь к тем условиям, в которых пришлось работать Жилину, нужно отметить, что правительство, хотя и не оказывало ему материальной поддержки, все же относилось благожелательно к развитию горного дела, и во всяком случае не тормозило деятельность, а в необходимых случаях оказывало содействие. Весьма возможно, что дело Жилина получило бы в будущем значительное развитие, но этому помешала алчность (и стремление к захвату всех естественных богатств края) монахов, возникшего на территории Енисейского края Енисейского Спасского монастыря, основанного в 1642 году. В описываемый момент монахи этого монастыря обладали весьма значи тельными ценностями, заключающимися в 19 деревнях по Усолке с 400 душ кре стьян рыбными ловлями на реке Енисее, покосной землей и мельницей; к этому еще нужно добавить, что в 1652 г. по смежеству с землей Жилина по р. Усолке были отведены Спасскому монастырю пахотные, покосные и выгонные угодья и в 10 верстах от варницы Жилина в так называемом Спасском Усолье был найден соляной источник, где монахами устроена варница. Однако, монахам всех указанных ценностей было недостаточно, и им хо телось во что бы то ни стало отнять у Жилиных принадлежащую ему соляную варницу с прилегающей землей. Но так как открыто захват сделать было нельзя, то монахи нашли другой путь, а именно—путь насилия и тяжбы для того, чтобы разорить и выжить Жилиных, что им и удалось вполне. Для достижения своей це ли они не останавливаются пред избиением Жилиных и их рабочих, захватом и порчей земельных угодий (пашен и покосов), закрытием проезда по р. Усолке, истреблением граничных столбов и т. п. Хотя тяжба монастыря с Жилиными и кончилась не в его пользу, так как правительство приказало Енисейскому воеводе произвести строгое расследование и умерить аппетиты монахов и по возможности оградить интересы Жилиных, все же последние были окончательно разорены. В результате указанной тяжбы ОКилины задолжали весьма значительную сумму монахам вновь возникшего в 1660 году Туруханского Свято-Троицкого мо настыря, в конце-концов, должны были соляное дело передать монахам указан ного монастыря. Сказанное нами весьма ярко изложено в челобитной Алексея Жилина и в приказе по этому делу из Москвы на имя Енисейского воеводы от 9 января 1667 года1): «а в прошлом де, в 172 (1664) году по научению Василия Голохвастова Спасского монастыря старцы ту его пахатную земли и разсольные пожи- вины против данных своим озорничеством сенные покосы выкосили и ко шеные его сена с пожен свозили силою к себе, а рыбные ловли и птичьи угодья все без остатку отняли и опустошили; старец Деонисий с братьею и с служебниками и с наемными людми, и по пашне ездят и пеши ходят с ружьем, и к Усолью их приступают, и племянников их и людей и работ ников бьют и увечат на смерть и скот от их озорничества без сена поми рает, а Усолку они против своих монастырских деревень загородили креп кими плотными язами и надолбами, чтобы ему по той речке с нашего ве ликого государя солью и с своею вниз до Енисейского и от Енисейского до Усолья судам пройтить нельзя, а которые де земляные грани были прежние и те грани они старцы Дионисей с братьею и с работники и при знаки у разсольных пожилин высекли, и его Олешку теснят и изгоняют и ему де Олешке от тех Спасских старцев чинятся в пашне и соляном про мыслы убытки великие и хлебная недоимка и от того де обнищал и об- должал великими долгами, а затем де монастырем прикладных девятнад цать деревень, опричь тех Тасеевских заимок...». В заключение Жилин, во избежание дальнейшего разорения, просит прави тельство перевести монахов из смежной с ним земли на реку Тасееву, где у них имеются свои пахотные и покосные земли. В своей челобитной, поданной Енисейскому воеводе от имени черного попа Корнилия, о разводе спорной земли, монахи никаких веских данных о том, что *) Доп. к Актам Историческим, т. 5, стр. 157—160.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2