Сибирские огни, 1927, № 3

книги представляют самую фантастическую бухгалтерию недоимок и их по­ степенного покрытия. «А пишут в книгах взятье на прошлые годы против прежних книг ясачные сборщики сами, а ясачные люди им того не сказывают, что платят на прошлые годы, и, по сказке ясачных сборщиков, ясачные люди сами того не знают». «Иноземец,—говорится в ясачной книге 1636-7 г.,—пла­ тит на тот год, в котором году придет, а будет даст больше соболей или иной какой мягкой или мелкой рухляди, постель и ролдуг оленьих .по своему удач­ ному промыслу ,и, видя к себе государево жалованье... и те соболи и мягкую рухлядь, пишут с него во взятье за прошлой за один год ясачные сборщики по прежним книгам, а ясачные люди сами того не знают»1). Таким образом, в течение XV II в. беспорядочный и случайный ясак Мангазейского уезда был несколько оформлен и подведен к некоторому по­ добию оклада. Если неокладной ясак имеет тенденцию приближаться к окладному, то ;ладной имеет такую же тенденцию превратиться в налог, взыскиваемый на щих началах, «по животам и промыслам». В Пустоозерском уезде, где са­ моядь уже издавна, с XV века, была подчинена русским, в 1664 г. воеводе предписывалось с Пусрыги самояди «государевы данные деньги и мягкую рухлядь с их промыслов велеть имать в Пустоозерском остроге по их живо­ том и... промыслом, по непорочной заповеди св. Христова Евангелия, и как емлют в Пустоозерском остроге с иныя самояди... всякую дань и десятину»2). ^Дальнейшим шагом является перевод ясака на деньги. Мы встречаем переход на деньги уже в первой половине XV II в., но это не всегда было выгодно для казны, и правительство неохотно это санкционировало. По сю сторону Ура­ ла, в уездах, давно присоединенных к Московскому государству—ясак мягкой рухлядью неизбежно должен был замениться «денежным ясаком», «ясачными деньгами». Переход на деньги происходил постепенно. Так, в 1697-8 г. с ту­ земцев! Кушурского у. собрано было 11 сор. 4 куницы, «и за достальные ясачные куницы за 6 сор. за 27 куниц деньгами за всякую куницу по полти­ не, 133 р. 13 а. 3 д.»3). Этот процесс превращения ясака в обычного типа налог мы находим со­ вершенно завершенным уже в XVII в. в Казанском уезде. Здесь ясак является в форме фиксированного денежного оброка за пользование землею. Ясачным татарам «в ясак» дается известное количество «ясачной земли» пашни и по­ косов. и «с тое пашни» они и платят ясак. Самое слово— «ясак» употребляет­ ся здесь, по крайней мере, в конце XV II в. уже не в смысле поголовного окла­ да, а в смысле простой единицы обложения. На один «ясак» полагается опре­ деленное количество земли: судя по одному акту 1620-1 г. «на целый жеребей по 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена по 100 копен». Поэтому отдельные ясачные плательщики могли платить, ка к видно из переписных книг 1691- 1692 годов,—с полуясака, с ясака без четверти, с целого ясака и т. д. При пе­ реписи на них накладывали вновь то четверть ясака, то пол-ясака, в зависи­ мости от зажиточности. Общая платежеспособность целых деревень тоже определялась количеством ясаков: напр., «всего в дер. Каннердине пустых полных 5 ясаков с четью». Иначе говоря, ясак в туземном Казанском у. со­ ответствует выти в русских уездах4). ' ) Кн. № 78 л. 255. Кн. № 95. л. 286, 151. 2) Доп. к А. И. IV. § 137. 3, Кунг. Акты, § 73 (IV). 4)Акты Мельникова § 6/129, § 73/1705 г., § 70/1704 г.,§ 52/199 и 200 г.г., § 61 данн. I переписи 199 и 200 г.г., § 62—тоже. Ш Ш Ь Ы Ш ь И . Ш i v J I i U J l t i J I . h U i l f l l u u t U )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2