Сибирские огни, 1927, № 3
V. Примитивная форма сбора ясака постепенно должна была уступить ме сто более усовершенствованным приемам обложения. Неокладной ясак имел тенденцию перейти в окладной. Этот процесс можно проследить по мангазей- ским ясачным книгам. Во-первых,— несмотря на все затруднения, имянные книги большинству ясачных людей были составлены, хотя и не без дефектов и не без пропусков. Некоторые племена, как юраки, оставались непереписанными до XV III века. Попытка взять с них аманатов и составить имянные окладные книги привела, как мы видели, к избиению ими ясачных сборщиков и прекращению на неко торое время уплаты даже неокладного ясака. За отдельными исключениями все зимовья были переписаны в достаточной мере точно, и до нас дошла пе репись 1681 года, произведенная по чумам, с указанием возрастною состава малолетней части населения и продолжительности уплаты ясака каждым от дельным плательщиком. Безымянный ясак постепенно исчезает1). Далее, при всей случайности и неопределенности поступлений, устана вливается известная приблизительная фиксация ясака. Иначе говоря, неоклад ной ясак делается окладным, первоначально благодаря тому, что в последую щий год ясак с известного зимовья требуют в том же размере, в каком он был уплачен в предыдущем. Так фиксируется общий оклад зимовья, даже в том случае, когда ясак в нем собирается без им-ян и без книг. Далее устанавли вается определенный оклад каждого туземца. Перепись 1681 г. пытается установить общие нормы по зимовьям. В Авамском зимовье ясачная самоядь платят великого государя ясак: князцы по 5 и по 4 ролдуги оленья в год, а рядовые родники их, самоядь, по 3 ролдуги на год; с новиков «первый год ясак берут по ролдуге, а в другой год по две ролдуги, и сполнится ясак с но виков и с подростков, как за промыслы приниматься учнут... в 3 годы»; в Ту- руханском зимовье ясачные люди платят по 4 соболя на год, «а которого го ду соболей в ясак не добудут и того году платят вел. государя ясак, вместо соболей, бобрами и россомаками и лисицами», с новиков «первый год ясак бе рут по соболю, а другой— по два, а исполнитца ясак с подростков... в 4 го да». В Хантайском зимовье ясачные люди платят по 2 соболя на год, или, вместо соболей, «бобрами, и кошлоками, и лисицами, и россомаками, голова в голову, и песцами! по 10 песцов за соболя, и пос гельми оленьими и парками и сокуями и пимами оленьими против постель оленьих»; с подростков «пер вого году ясак берут на год по соболю с человека, а другой год по 2 соболя с человека, и исполнитца ясак с подростка в 2 года». В Инбацком зимовье князцы платят по 6 и по 5 соб., а рядовые их родники по 5 же соболей; ясак с подростков исполнится в 5 лет2). Пестрота и неопределенность норм, установленных переписью 189 г., показывают, что эти нормы являются попыткой фиксировать установившую ся постепенно практику, закреплением обычая, а отнюдь не устанавливают какого-либо руководящего принципа. В действительности строго установлен ный индивидуальный оклад остается часто фикцией: туземцы то приносят меньше, потому что «не добыли», то, наоборот, прельщенные государевым жа лованьем, приносят больше «по своему удаточному промыслу», и совершен но не отдают себе отчета в размере своего оклада. Ясачным сборщикам не без труда удавалось подвести иррегулярные взносы под общую норму оклада и подогнать их под сметные и пометные расчеты. Мангазейские ясачные 1) Сиб. прик. № 708. Сохран. перепись 4 зимовей. 2) Кн. № 708, л. 614 об. 62, 92, 100, 41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2