Сибирские огни, 1927, № 3
охотнее ясак платить и ясаку-де дадут больше». Доверяясь словам юраков, служилые люди отправили двух из своих в город, в сопровождении предста вителей от обоих заинтересованных родов; к депутации присоединился, по просьбе служилых людей, самоед М ту тка Етеев, пользовавшийся влиянием среди кочевавших поблизости от Старого Мангазейского городища Верхо- тазской самояди, издавна уже платившей ясак русским и дававшей регулярно аманатов. Воевода М. С. Волчков согласился и отдал аманатов «на руки» служилым людям с приказаньем, чтобы они привели взамен новых аманатов, а старых отдали только «с переменою». Служилые люди повезли обоих ама натов Наусицкого рода,— Белоголового Тялева, брата Олейка, и Барайского рода,— Пая, в Старую Мангазею, но «на дороге» имели неосторожность от пустить их для оленьего промыслу; Пай воспользовался этим и скрылся; вер нулся один Белоголовый, и его поспешили сковать во избежание бегства. Ко гда, наконец, они прибыли1с одним оставшимся аманатом в Старый Манга- зейский город, то, по слухам об их прибытии, подкочевали к городу юраки, в количестве 70-100 человек и стали под горою на реке Тазу на льду. Через посредство верхнетазских самоедов, которые стояли кочевьем тут же побли зости, ясачные сборщики пробовали' получить от них нового аманата взамен бежавшего, но никто из них не явился к служилым людям. Тогда сам Павел Шапошников с толмачом Мочкою пошел к юракам «для разговору», чтоб они шли в зимовье и дали с Барайского роду аманата, но те, увидев их, от’ехали прочь, как спутанная охотником стая птиц. Толмач напрасно кри чал им: «для чето-де они не едут к ним в ясачное зимовье?». Дикари ничего не отвечали и от’ехали прочь и стали в тундре, за «боярским лесом», в двух днищах от города. Тогда ясачные сборщики послали к юракам аманата верх- нетазской самояди брата' Мичутки Езедуму; он, действительно, привел в го род Олейка Тялова и Барайка Хареева. Князцы вошли в избу к служилым людям и увидали сидевшего окованным Белоголового. Олейко стал просить отпустить брата, обещая взамен дать в аманаты племянника, но служилые люди не согласились. Тогда Олейко сказал брату: «будь-де ты в аманатах». Барайко все время сидел в избе молча и ничего не говооил, затем, простясь, оба ушли из зимовья. Верхотазский самоед Мичутка Етеев, все время сно вавший между городом и станом юраков, стал убеждать служилых людей, «чтоб они шли за теми юраками в погоню, и возьмем-де у них аманата, а он- де, Мичутка, с товарищами своими, со всеми родниками асадского своего роду... итти с ними готов». Служилые люди послушались его, и на следующий день, 19 мая, в Петров мясопуст, Пашка Шапошников с товарищами, 9 человек, отправились в погоню за юраками на оленях, их сопровождали верхотазские самоеды; они же снабдили их оленями, но некоторые постарались дать оленей похуже, «чтоб-де они, служилые, скорее вернулись». В зимовье оставили при аманате одного стрельца Якушку Ерофеева (по прозвищу Зима) и для охра ны ясачной казны и аманата верхотазского самоеда старика Утейка. В зи мовье остались также жены и дети служилых людей, которых ясачные сбор щики обычно брали с собою при поездках в дальнее зимовья. Выехавши в по гоню, служилые люди послали вперед к юракам Мичутку и другого верхо тазского старшину Санарайка: те вернулись с ответом, что юраки велели ясачным сборщикам ехать к себе. «Зарядя ружья», служилые люди поехали дорогою, «а по той-те дороге с обе стороны кусты», за ними ехали верхотаз ские самоеды. Вдруг Мичутка и его родники вынули луки и стрелы. Среди прочих самоедов, которые не были в заговоре, произошло замешательство. Внезапно из кустов с обеих сторон дороги, где были скрыты в засаде юраки, посыпались стрелы. Одновременно и часть верхотазских самоедов направила Свои стрелы на служилых людей; но большинство из них испугались, опа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2