Сибирские огни, 1927, № 3
его и чая с большими людьми, от окна все побежали» и больше не возвра щались1). 4 Иногда практиковалась наиболее примитивная форма: метание ясака дали. Сын боярский Иван Аргунов, посланный в Обдорск, доносил оттуда: «приезжала-де к Обдорскому городку многая Карачейская самоядь с ясачным платежом, и он-де к той самояди посылал самоядского толмача Пронку пу- стозерпа и служилых людей и обдорских остяков и велел их с вашим госуда ревым ясаком призывать в городок, чтоб они... ясак платили в городке», но самоеды в городок не пошли, в том им отказали, «что-де им в городок итти нельзя, для того что-де они заворовали... и убили-де они, самоядь роду адуев... русских людей дву человек, и, сказав-де им те речи... государев ясак помета ли на Полуе (реке) на лед и сами-де они и раз’ехались, и понятъ-де было ему... их, самояди1, или иной какой промысел учинить было над ними немочно, потомv что-де их самояди приехало людно и к городку близко не едут». Зи мою 1715 г. приходили в Анадырский острог налегке на оленях юкагиры Чу- ванского и Ходынского родов, и стояли «под острогом на реке, на льду, с пи- щальми и с луками в острожности». а в острог не пошли и через толмача говорили: «прикащика-де Афанасья Петрова с служилыми побили за многие к ним обиды и налоги^. «И метали средь реки на лед они, чуванские юкагири, на 716 гол 64 соболя, 73 лисипн красных, бутто ясак с себя», кроме того, они, «сметали на льду» «поклонных» капитану Петру Татаринову 3 сор. 24 соболей и 45 лисиц2). При этой примитивной форме торговли— аманату приходится играть особую роль. Сидя окованным r зимовье, «аманат не только приманивает к ясачным сборщикам своих «родников», не только призывает их к госудапеву жалованью, он гарантирует также безопасность ясачным сборщикам. Если тунгусы «блюдутся* служилых людей и подходят к зимовью с опаской, то и служилые люди не без основания «боятся убойства» со стороны туземцев, и аманат служит 'ручательством минных намерений п р и х о д ящ и х к зимовью «многолюдно» ясачных людей. Опасность со стороны дикарей была' совер шенно реальная. У Воина Шахова на Вилюе раз бежали «закованы в желе зах» аманаты мургатского племени: пока сам Шахов ходил их разыскивать по Вилюю, в его отсутствие «новые-* мургатские люди вместе с бежавшими аманатами, «пришел безвестно», под зимовьем на рыбных ловдях убили трех служилых человек, «а убив-де тех людей, над ними наоугалися, посекли их в мелкня части и отошли прочь на лес в свое кочевье»®). Особенно показателен эпизод, имевший место при попытке об'ясачить юраков, кочевавших на р. Тазу4). В 1694 г. посланы были из Новой Мангазеи (Туруханска) на Таз в ста рый Мангазейский гогюд, давно по кин уты й русским и и стоявший в развали нах, служилые люди Пашка Шапошников с товарищами, 10 человек, для сбо ра ясака с юраков Науоицкого и Барайского родов, аманатьг которых сидели в Туруханске. Очевидно, из опасения измены аманаты, однако, не были с ни ми отпущены, сбор ясаку оказался поэтом у неудачен— ясак^ собрали «не большое чисдо». Юрацкие князны Наусидаого пода Олейко Тялов и Барай ского году Нягурку или. как его обычно звали. Баоайко Хапеев, не от’езжая от зимовья, стали говорить служилым людям, чтоб они писали в город к вое воде об оставленных там аманатах, «тех-бы-де аманатов прислать к нам, слу жилым людям на Таз», юраки утверждали, что «видев их, аманатов, учнут П ДопГк А. Игт. Ill . V 92. Сиб. прик. Ст. № 503. Пам. Сиб. Ист. X V III в. II № 35. 3) Сиб. прик. ст. № 56. «) СибГприк. ст. № 1272, № 1533, №4390/2026.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2