Сибирские огни, 1927, № 3
ности это делать. «А иноземном на подарки в ясачные зимовья олова барабан- ского, сбираючи врознь го> дворам в блюдах и в торелех, купили что сыскано, всего пуда с 4»,— писали якутские воеводы в 1647 г., а дали за фунт по 10 а., а пуд имется 12 р., белово одекую мелкого- и среднего куплено пуд, даио по 10 а. тысяча, а пуд иметоя в 26 р.»1). и Правительство всячески старалось сократить расходы, на подарки ясач ным людям. «Да што юкагири говорят, а просят поминков больших, целых | куяков и «котлов», сказано- в наказной памяти якутскому1служилому челове ку Ив. Пилникову, «и то им отговаривать тем, говорить им, государю все земли; ясак дают, а государева жалованья дают им понемногу, и те инозем цы всех земель и тому государеву жалованью ради... а оне б того, иноземцы, не плутали, государю оне ясак дают, а не продают, больша того им дачи не будет». Эту линию московское правительство проводило последовательно, несмотря на заявления воевод, которые, однако, знали лучше, чем Сибир ский приказ, положение вещей, Илимский воевода П. Бунаков писал по этому поводу: «по вашему государеву указу даетца им, ясачным люде, ваше госуда рево жалованье—товары1: олово и одекуй, и медь, и ножи, и топоры, а братц- ким кыштымом сукна червчатые, летчина... и поят горячим вином довольно, для того, чтоб они, ясачные люди, впредь вашие государевы милости были неотступны и ясаком промышляли и платили бы по вся годы без переводно и без недобору, и в Илимском, государь, остроге взяти негде и купить дорогою ценою олова и меди и одекую и сукон не добудетца... И только, государи, в Илимский острог для ясачных расходов олова... и сукон и вина горячего в присылке не будет, и затем, государи, ваш ясачный сбор станет». В Москве на отписке1была положена резолюция: «писать к нему, велеть ясачных лю дей, ка к приедут с ясаком, поить и кормить довольно против наказу, а сукон и одекую не давать, что место уже стало не новое, и отпускать ясачных лю дей без задержанъя». И, несмотря на указы скопидомной Москвы, жизнь была сильнее московской экономии. Подарки:, как непременное условие взноса ясака, просуществовали не только в течение XVII и, XV III в., но даже до конца XIX века... Головачов сообщает, что до сих пор чукчи «по отношению к рус ской властии. на самом деле почти независимы, вносят ясак добровольно' и то р случае, если от своих промыслов получают прибыль, да и то при этом тре буют сначала подарков»2). ! По существу, выдача подарков, хлеба и угощенья «за ясачный пла теж»— очень похоже на меновой торг. Туземцы приносят полагающиеся них звериные шкурки и взамен «прошают» олова и одекую. Ясачные сбо щики, приняв ясак, выдают подарки, и дикари уходят во-свояси. Даже уго щение государевым жалованьем имеет полную аналогию с приемами меновой торговли в XV II в. Так, производилась продажа вина даже между русскими. Воевода устраивал обед, приглашал гостей; каждой гость должен бый при нести подарок или деньги; хозяин глядел, кто сколько принесет, и в зависи мости от ценности подарка или от суммы денег— наливал гостю большую' или маленькую чарку вина. Хетская самоядь, как видно1из дела Ярка Павлова, считала угощение средством купли: «а он-де кормит маслом и мукою иную самоядь, большое-де выменивает у них соболи добрые на себя». Внешние приемы уплаты ясака соответствуют вполне тем приемам ме новой торговли, которые практиковались у сибирских дикарей. На той сту пени культурного развития, на которой стояли самоеды, тунгусы и другие туземцы крайнего северо-востока Сибири в XVII в.— продавщик и покупа- Сиб. прик. ст. № 244, л. 119. 2) Сиб. прик. ст. № 494 б. Головачев, Сибирь, изд. 1905. М. стр. 175.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2