Сибирские огни, 1927, № 3
и призвал под государьскую высокую руку, и привели тех тунгусов служилые люди к ясачному зимовью, и у зимовья те тунгусы жили на усть Непьг реки с служилыми людьми 2 недели 4 дня, и кормили их служилые люди Антон Добрынский с т-щи»... Пришедший мангазейский ясачный сборщик Яков Зу бов «призвал к себе к зимовью тунгусов, которые Антоном Добрынским с т-щи прикормлены были, и тот Яков Зубов прикормленного и призванного тунгуса именем Емкин Ежевулева брата приманил к себе и связал у себя в зимовье, и учали тунгусы всею землею бити челом государю, а служилым людем стали говорить: «вы-де к нам в нынешнем году не по ясак пришли, пришли-де вы по головы нашли, по жены и по детей наших... а вы-де нас при звали и прикормили и сказали-де вы государьское жалованное слово, а те- перь-де Яков Зубов нашего родника приманя, Емкина связал». В ясачные зимовья, где платили ясак даже давно замиренные инородцы, 'I «корм» посылался из года в год. Так, на корм иноземцам в 1667 г. послано из Мангазей в зимовья 206 пуд. муки, 2 п. 12 грив, масла коровья и полтора пуд. жиру рыбьего1). Один эпизод рисует нам бытовую картину этой раздачи корма ясачным иноземцам. 28 января 1629 г. служилый человек Лучка Марков писал из Хет- ского зимовья брату своему Морозу Маркову: «и во 137 (1629) г. генваря в 2 день приходили в ясачное зимовье Хедская самоядь Табачийка да Паравда да Сорокуй и извещали на целовальника Ярофея (Павлова Хабарова1), что де тот Ярофей крал масло государево и кормил (неясачную) самоядь у себя в онбаре, и то масло к нам, самоеде, твое государево жалованье и он, Ярофей. крал и кормил самоядь и покупал у них соболи добрые». Впоследствии он представил записку «самоядскому извету», содержание которого сводилось к тому, что Ярко Павлов кормил у себя в анбаре н^ясачную самоядь. Служи лый человек Ив. Горохов так раз'яснил смысл этого самоядского извета: «а слншал-де он от той самояди, говорили ему (Ярку) в брани, что-де присла но твое государево масло и мука им, ясачной самояди, а он-де кормит маслом и мукою иную самоядь, больше-де выменивает у них соболи добрые на себя2). Кроме рассылки государева жалованья по зимовьям— широко практи ковалось угощение туземцев в городах пои приездах их с ясаком. Такое уго щение в Мангазее производилось всякий раз, как приезжали в город ясач ные князцы с своими родовиками для уплаты ясака, а также, когда из зимо- вей возвращались с ясаком и поминками служилые люди и аманаты, к кото рым присоединялись «вольные* ясачные люди, в расчете на угощение. В том и другом случае в городе в честь туземцев устраивалось небольшое торжество, долженствовавшее внушить дикарям уважение перед всемогуще ством, роскошью и щедростью московского царя. Ясачных людей вели1 в с’езжую избу между двух рядов служилых людей, стояв ших «на стойке», при чем для вящего эффекта палили в тундру из ни для чего другого негодных пушек, придававших воинствен ный вид полусгнившим забралам и башням городских стен. Воевода до жидался туземцов в с’езжей избе, в полном параде, в цветном платье, и при нимал от них ясак и поминки. После этого следовало угощение как ясачных людей, так и русских служилых— «государев стол». Для дикарей пекли хлебы и готовили «бурдук» из муки, варили пиво и «из того пива даван погреб» как ясачным людям, так и служилым. Кроме того, «всегды иноземцев, как госуда рев ясак платят, государевым питьем, вином поят, и на те расходы из То больска вино и присылаетца»8). Как производилось это угощение дает пред- М Сиб. прик. кн. № 1000. Прик. д. ст. лет. 1629 № 28, л. 80; 1630 № 55, л. л. 138-179. 3) Сиб. прик. ст. № 93, л. 79,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2