Сибирские огни, 1927, № 3

чтоб самоедов с остяками и со всею остяцкою землею не ссорить и не ото­ гнать от Березова города»1). ( Таким образом, одним принуждением, «жесточью» добиться аккуратной уплаты; ясака, даже при наличности аманатов, было- фактически невозможно. Чтоб иноземцы «государю были послушны и ясак с себя давали», надо было действовать «ласкою и приветом», добиваться добровольного подчинения, j С необходимостью действовать ласкою пришлось считаться даже раз­ бойничьей шайке казаков, снаряженной Строгановым. Князьков, приносив­ ших ясак, Ермак отпускал, «честно1жалуя», по выражению Ремезова. Так, Суклема и Ишбердея он, — «приим ясак, одарив их, отпустил на свои жили­ ща». Этой «лаской» об’ясняется то, что казаки брали ясак не только «с боем», но и «без боя», и что в целом ряде случаев туземцы им «любезно данью и еса- ком поклонишася»2). С этой же необходимостью должно было считаться правительство и в XVII и даже в XV III в. «А иноземцьи великого' государя ясак»,—сказано в Мангазейской ясачной книге 1703 г.—«платят... без цены; кто что- приносил... и то принято повольно*, для иноземчества, потому что по указу в. государя и по наказанным статьям ив Сибирского приказу велено сбирать на ясач­ ных людех... мягкую рухлядь с великим радением, ласкою, а жесточью на них... не править, чтобы тем ясачных людей не оскорбить, а те ясачные люди кочевные, живут в лесах, переходя с места на места и с рек на реки, а воло­ стей и деревень, и изб у них нет и не строят»®). IV. Средством привлечь «ласкою» дикарей к ясаку служили подарки,— «государево жалованье»,— которые выдавались ясачным людям «за ясачный платеж» в качестве известной премии. «Государево жалованье» дарилось как аманатам, за добросовестный «призыв» сородичей к государевой милости, так и отдельным плательщикам непосредственно за уплату ясака. Подарки состояли из тех товаров, которые имели наибольший спрос среди дикарей. В Мангазейском, Енисейском и Якутском уездах это были, во-первых, всевоз­ можные виды бисера, особенно более крупного одекую (одекуй—камень, синий, лазоревый, красный, черный, зеленый, голубой и белый)—различных размеров, крупного, среднего' и мелкого) и в XV III в. корольки; олово (бара- банское) в блюдах и торелах, а также «в прутье» (слитками); медь зеленая и красная в котлах и тазах; железо «в прутье» и железные изделия: топоры, ножи, железца ножевые, реже пилы, иглы; наконец, предметы роскоши: мед­ ные перстни, гребни. В Якутском у. дарились куш и , но не в целом, а в разо­ бранном виде, «подоске куяшной или по 2 человеку». В Нерчинском уезде, ^де туземцы1были избалованы щедростью китайцев и имели более высокие за­ просы, подарки состояли, кроме того, из сукон анбурских и шептугов, огнив, удил конских и т. д. Кроме того, в Нерчинских денежных книгах упоминается в качестве жалованья туземцам— табак; в XV III в. в Камчатку также посы­ лался китайский табак или шар. В Анандырском остроге в XV III в. в числе прочих подарков упоминается крашенина4). Особенно щедрые подарки приходилось делать в первое время после призвания туземцев под государьскую руку, «для при/ки». С экспедицией ‘) Сиб. прик. ст. № 446 и 408. 2) Сиб. лет., изд. Арх. Ком., стр. 333, 335, 337. 3) Сиб. прик. Кн. № 1422, л. 198. 4) Сиб. прик. Ст. № 244, л.л. 111—119, № 408 кн. № 332, № 941. л.л. 377, 395 об. и др Доп. к А. Ист. II № 88, V III № 112, IX № 14. Пам. Сиб. Ист. X V III ст. I № 89, №110.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2