Сибирские огни, 1927, № 3
Таким образом, в Мангаэейском у. образовалась и существовала очень долго группа зимовий, >«в которых государев ясак платили тунгусы: без имен за аманаты» и среда: прочих зимовей, «кои с именами», насчитывалось 4 зи мовья «безымянных». Постепенное число- «безымянных людей» сокращалось, но- никогда не пропадало совершенно. Юраки, начавшие платить ясак в 30-х годах, в- течение всего XV II века не могли быть переписаны: и- так и перешли в XV III в. не переписанными. То же самое наблюдается в других уездах. В Березовском уезде не была пе реписана обдорская и казымская самоядь, хотя она издавна платила ясак. В Кузнецком уезде еще в XV III веке порубежные телесские волости платили вольный ясак (4 сор. 26 соб. в год), «а сколько- их платит человек и кто по именам платит, не значится»1). При кочевом образе жизни туземцев производить перепись принуди тельно, «неволить их в именах» невозможно, «в неволю сборщики, мимо государева указу1ясачных людей у платежу, им-ян допрашивать не смели, по тому что' их не ожесточить и от государевой милости не отогнать»2). Когда, в конце-концов, именные книги составлены и в- них внесены1были имена плательщиков, эти книги не представляли из себя в достаточной мере заслуживающий доверия документ. При постоянных перекочевках туземцев, при их малой культурности и хитрости—составленные на основании их показа- ний книги вносили вдело еще большую «смуту». Самое поверхностное знаком ство с мангаэе-йскими ясачными книгами показывает ряд случаев, когда, один и тот же сам-оедский род записан в 2 разных зимовьях, при чем самоеды, выпла тившие ясак в Леденкином Шару числились в книге Хантайского зимовья в числе недоимщиков. Такие же затруднения существовали при попытке уста новить имена отдельных плательщиков. «В иных зимовьях»,—жалуются мангазейские ясачные сборщики в 1634 г.,— «имена в книгах написаны1, и в тех многие имена у платежу переменяют». В 1636 г. они говорят про- пясиц- кую самоядь: «а платили государев ясак старыми имены немногие люди и старые ли- ясачные люди, которые платили новыми имены и те старые же ди, которые платили старыми имены или новьге про то подлинное неведомо-, а ясачные сборщики Ив. Сорокин с т-щи в роспросе сказали, что Пясицкая са моядь у платежу у ясачного- сбору имена свои ежегод переменяют». Всего- в Пясицком зимовье не сыскано было 65 чел., «а в тех людях, которые пла тали- в платеж был или- нет, про- то- неведо-мо, потому что они, ясачные сбор щики, их налицо- опазнывать не умеют и посылаются по- вся! годы сборщики розные на перемену... а которой в которо-м- году из несыскных людей и об’явится, и он скажет себе новое имя3). На устье Титеи реки мангазейские ясачные сборщики, в целях упоря дочения книг, были- принуждены- составить в 30-х годах заново- все книги, «а те книга писаны новыми имяны.... а иные и старыми... для того-, что в преж них книгах ясачным людем имяна не сойдутся1, а в 143 г. (1634-5) платили государев ясак тунгусы по- своим старым- имянам по прежним книгам немно гие люди, а достальные платили новыми и-мяны и теми переменными- име-нами- в их ясачных книгах смуту чинят и государеву ясаку всякой недобор чинят»4). *) О Телесских вопостях см. в «Магер. для ист. Сибири» Потанина (Чт. О-ва Ист. и Др. Росс. 1866. IV ). 2) Сиб. прик., кн № 150, л. л. 1080, 1129. 3) Сиб. прик. Кн. 986 л.—181 а. Кн. Ле 95—л. 268, 285—286. 4) Сиб. прик., кн. № 71, л. 929.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2