Сибирские огни, 1927, № 3
давшихся под властью Кучума, сидели подвластные ему мурвы и есаулы, «удельные его бояре и княокцы»1). Эти уделы, в которых сидели ясачные мурзы, после завоевания русскими образовали некоторые из волостей Тобольского и соседних уездов. Владения, например, Кучумова вассала Бабасан-мурэы образовали Бабасанскую волость. Повидимому, такою же происхождения и другое волости Тобольского у., во главе которых еще в X V II в. стоят мурзы и баи; например, волость Супра, в которой упоминается в 1629 г. мурза Гултаев Табер, в Тарском у. волости Оялы, Тураш, Тереня, Кирпицкая, Барабинская— все это бывшие составные части Кучумова царства. В Тарский же уезд вошло крохотное царство царя Саргачика шиитского, на месте которою явилась волость Саргацкая или Соргачь. Из этих примеров видно, что мелкие татарские волости бывшею Сибир ского царства и полунезависимые татарские княжества совершенно есте ственно вошли в состав новых уездов в качестве ясачных волостей. Верхотурский уезд дает другой образец того, как русская администра ция использовала существовавшие до нее административные деления. Здесь в основе деления на волости легли туземные сотни и десятки. В ясачной книге 1625-6 г. это деление на сотни сохранилось еще без всякого изменения. Лялинские вагуличи, например, делятся на две сотни, названные по имени сто ящих во главе их сотников: Пангибалова сотня Шувалова и Меркушина сотня Кушкина; Сосвинские выгуличи образуют Гришину сотню Кумычева; во главе косвинских вагуличей стоит десятник Петруша Туртаев и т. д. В ясачной кни ге 1628-9 г. каждой из прежних сотен соответствует уже волость, определяю щаяся географически, при чем во главе каждой волости стоит по-старому «лучший человек»— сотник или десятник, по большей части тот же, который назван в предыдущей книге. В ясачной книге 1642-3 г. мы встречаем упоми нание о сотниках лишь в пяти из одиннадцати волостей. Таким образом, можно проследить, как старинные туземные сотни, на которые делилось по коренное татарами население бассейна Туры и Чусовой, превратилось) в ру ках русских администраторов в ясачные волости2). Аналогичное деление мы находим в Кунгурском у., который был разде лен на четыре четверти с сотниками во главе, у вишерских вагуличей и у ка занских татар и мордвы3). Звание сотника было, по крайней мере первоначально, наследственным. В 1613 году упоминается вагульский сотник Кумыч Бантереков; в 1626 г. во главе сосьвинских вагуличей стоит Гришка Кумычев. Меркушу Кушкина в Подгородной волости и Белгилду Ямашева у тургенских вагуличей, упоминае мых «в 20-х годах X V II в., позднее сменили их сыновья», сотник «Меркушеви Сенгилда Белгилдин. На обязанности этих сотников лежал сбор ясака; они же выступали в качестве ходатаев перед правительством по делам подчиненных. В своих волостях они пользовались большим значением, благодаря богатству и административному положению; собирая государев ясак, они, повидимому, делали поборы и в свою пользу, «лишним ясаком корыстовались меж собою». Происхождение сотен и десятков несомненно чрезвычайно древнее. Мы встречаем это деление в Поволжье, непосредственно подчиненном татарам, в частности у горной и луговой черемисы, платившей дань казанским царям. '*) Сиб. лет., изд. Арх. Ком., стр. 321, 325, 371. s) Сиб. прик. кн. 19. л.л. 423—447; Дмитриев, Пермская стар., VII, стр. 170—175 там же. стр. 70—71. 3) Акты Ист. I № 122, II 76,82, 11 № 1. Акты арх. эксп. II Ks 75. Акты писц дела II вып. I, <N* 101; Кунг. Акты № 73 (IV), № 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2