Сибирские огни, 1927, № 3
ясаки», до тех пор уплачиваемые их предшественникам. В Казанском царстве они по отношению к туземцам явились естественными преемниками и наслед никами казанских царей. Уже в 1513 г. были посланы по улусам «черным людем ясачным жалованные грамоты опасные», «а они-б ясаки платили:', яко- же прежним казанским царем»; тогда же били челом казанские черные люди, чтоб государь «велел ясаки имати, как и прежние цари имали»; в 1557 г. до била челом луговая черемиса, чтоб государь с них «ясаки велел имати!, как прежние цари имали». В том же году при захвате Астрахани было уговорено «черным людям ясаки платить по старине, как прежним царям платили». Та ким образом, вчерашние ясачные люди татарских царей сделались ясачными людьми московского государя. Основы ясачного сбора оставались те же. Взыс кивались ясаки «прямые», «как было при Магмаделиме царю», «по-старине»1). Такой же процесс мы наблюдаем и в Сибири, где в целом ряде случаев русские в сборе ясака непосредственно сменили предшествовавших монголо тюркских завоевателей или туземных князьков. В ноябре 1608 г. покорились матцы, до тех пор платившие дань Алтын- хану и теперь отложившиеся от него, шертовали, но ясаку дали только 60 со болей, «и ясаку-де, государь, им заплатить... сполна нечем, что их Алтын-царь воевал, а платили1ясак преж сего Алтын-царю», и обещали «на осень» прий ти с ясаком в Томск и впредь платить ясак сполна. В том же году подчинились маторские и тубинские люди, первые дали ясаку 35 соболей, вторые 25, «а больше-де, государь, им тово дать нечего, что до твоих государевых людей «:ак с них взяли... черные колмаки, а впредь тебе они1, государь, хотят ясак платиггь сполна, а сами-де... хотят быть летом в Томский город бити челом, чтобы ты, государь, их пожаловал, велел их оберегать от черных колмаков». Одновременно покорились джессарские люди, но тоже полного ясака не дали, потому что «твоих государевых людей приходу не чаяли к себе, а до твоих го сударевых людей ясак с них взяли братцкие люди»; они обещали быть с яса ком в Томский город летом»2). Эта легкость перехода от одного господина к другому, без всякого уси лия, без ломки установившихся привычек и отношений, переносит нас во времена князя Олега, пославшего к радимичам с вопросом: «кому дань дае те?». Они же реша: «Козаром». И рече им Олег: «не дайте козаром, а мне дайте: и вдаша Олгови по шьлягу, якоже козарам даяху». Преемственность ясака в этой части Сибири, которая еще до рус ских была завоевана монголо-тюрками, с одной стороны поставила русских при их появлении на берегах Оби и Иртыша в зависимость от тех навыков и приемов обложения, которые существовали здесь до них, а с другой,— облег чила им задачу сбора ясака. Здесь они нашли уже готовыми известную орга низацию самого сбора и выработанную веками технику обложения и восполь зовались тем и другим. Для обложения воспользовались теми административными единицами, которые существовали до завоевания. В ясачных волостях Тобольского и близ лежащих уездов легко угадать «агарянские веси», входившие в состав прежнего Кучумова царства, а ближайшими агентами при сборе ясака явились те князьки и старшины, отцы и деды которых служили Кучуму. В бывших пределах собственно царства Кучумова в основу деления на ясачные волости легли, повидимому, те административные подразделения, ко торые существовали во времена независимости сибирского государства. Из отрывочных сведений летописей можно заключить, что в городках, нахо- 1) П. собр. лет. XIII, стр. 221. 222, 247. 282. 283. а) Миллер—опис. Сиб. царства, стр. 441—443.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2