Сибирские огни, 1927, № 3

не1имать... А после государева ясаку плохую' рухлядь, которые ясачные лю­ ди в волю станут давать, и то будем имать по прежнему»1). Из монгольских царств!, с которыми столкнулись русские при их продвижении на юг, заслу­ живает особенного внимания царство Золотого Царя Алтын-хана на Кемчике и на оз. Упсе, образец недолговременного', но могущественного кочевого; го­ сударства, достигшего под влиянием Китая довольно высокой степени куль­ туры;. Алтын-хану в первой половине XV II в. платили ясак туземцы, жившие по р. Абакану—татские люди, джессары и тубинцы. Под влиянием- монголо-тюркских завоевателей и местные туземные пле­ мена Сибири восприняли идею ясака или1алмана и распространили его на своих соседей. Буряты в первой половине XV II в. брали ясак с джессарских людей; им платят также ясак качинцы и тугурские тунгусы. Киргизские, езерские, алтырские и тубинские князцы, собирая алман на кон-тайшу на Алтын-хана, собирали дань и на себя. Еуштинский князек Тот до 1604 г. собирал на себя ясак со своих 300 ясачных людей. В Пелымском княжестве, находившемся под сильным влиянием татар—в период его независимости тоже существовал разряд «ясачных людей»2). Несколько подробнее приходится остановиться на остяцких племенных княжествах на берегах Оби и в верховьях Енисея, сохранивших свою само­ бытность до покорения их русскими. При всей примитивной патриархально­ сти их строя—эти княжества уже представляли в себе зачатки государствен­ ных форм; в частности, им были известны наиболее первобытные формы; об­ ложения. Обложение носило фиктивно характер добровольного; с своих остяков остяцкие княэцы, как было указано, собирали не ясак, а поминки. Эта форма обложения очень долго сохранялась в Коде, где еще в первой по­ ловине XV II в, остяки платили князю поминки «в почесть», мехами, а также продуктами—сухою рыбою, против русского конопля крапивою (из которой выделывалось полотно) и «кылыданами» (снастью для рыбной ловли). В идее это был добровольный «дар», приносимый «в почесть», но фактически помин­ ки носили; обязательный характер. Поминки существовали и в других остяц­ ких княжествах. Княжество Бардака близ Сургута, сохранявшее в XV II в. до­ вольно долго известную долю независимости под властью русских, в отличие от других ясачных волостей, платило в казну московского государства) не ясак, а поминки, по существу мало чем отличавшиеся от ясака. Сами остяки, под влиянием татарской и русской практики, брали с по­ коренных ими соседей не поминки, а ясак, служивший признаком- подданства. Так, жившая вверх Путу реки самоядь, человек с 300, находилась в конце XVI в. под властью остяцкого князца Бардака, «а емлет-де с них ясак Бар­ дак себе». Кодские князцы брали ясак с присоединенных к их княжеству Ем- дырской, Ваховокой и Вас-Пуколской волостей3). Таким образом, значительная часть туземного населения По-/ волжья и Прикамья, а также Западной и Юго-Западной Сибири было привыч­ но к уплате дани в форме ли ясака, или близкого; к нему алмана, или, нако­ нец, почетных гюминков. Завоевывая страны, подвластные недавно татарским* и монгольским завоевателям, русские государи просто «перевели на себя *) Сиб. прик., ст. № 623. 2) Рус. ист. библ. II № 56, 73, 89. Акты врем, правл. ц. Вас. Шуйского, изд. Гневушевым, №№ 57, 64; Миллер—Опис. сиб. царства, стр. 205, 20(5, 443; его же - Сиб. история (ежем. соч. 1764, I), стр. 331. Сб. Хилкова Ле 99; Доп. к А. ист. X I № 53; Сиб. прик., ст № 623. 3) Об остяках в XVTXV1I век. автором настоящего очерка подготовляется к пе­ чати специальная работа (Очерки по истории колонизации Сибири b XVI-XVH веках, выпуск II).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2