Сибирские огни, 1927, № 2

писателей, которые в той или иной сте- пени отразили в своих произведениях прошлую и настоящую жизнь нашего края. Выбор произведений (как целых, так и отрывков) сделан составителями под углом общественного значения той или иной вещи, и такая установка при- дает книге значительную общественную ценность. Весь материал распределен в пяти разделах: 1) «Туземная Сибирь и си- бирская старина», 2) «Кандальная Сибирь и приискатели», 3) «Крестьянская Сибирь до революции и переселение», 4) «Рево- люционное движение и гражданская вой- на в Сибири» и 5) «Новая Сибирь». В ка- честве приложения дан краткий обзор истории печати и литературы в Сибири. Кроме того, даны по отношению к целому ряду авторов небольшие индивидуальные критико-биографические справки. Но есть в книге не мало и пробелов и ошибок. Главный недостаток ее—непол- нота. Каждому, кто хоть немножко знает сибирскую литературу, бросается в глаза полное отсутствие таких больших (по , местному масштабу) писателей, каким является, например, Омулевский. Ведь он родоначальник краевой художествен- ной литературы. Он первый посмотрел на Сибирь глазами художника, первый зара- зил своим гражданским пафосом нашу мо- лодежь и его стихи «Светает, товарищ, работать давай», распеваются доселе. От- сутствует и другой ветеран Сибири—Ер- шов, автор «Конька Горбунка», поэмы «Сузге» и ряда лирических пьесок, в ко- торых определенно чувствуется «террито- риальность» автора. Отсутствует и Ку- щевский, написавший чрезвычайно попу- лярный в свое время роман «Николай Не- горев или недоумевающий россиянин», где, между прочим, великолепно обрисо- вана томская гимназия 50-х и 60-х годов прошлого столетия,—картины томской гимназической жизни можно было бы с успехом дать в хрестоматии, как весьма характерные для старой Сибири. Очень скупо представлен Ядринцев, охарактеризованный всего в трех строч- ках. Скупо даны Георгий Гребенщиков, Всеволод Иванов, В. Зазубрин. Из сибирских писателей 20-го века от- сутствуют такие ценные фигуры, как Ал. Новоселов и П. Драверт. Составители хрестоматии аттестуют Новоселова, как «талантливейшего», а о Драверте гово- рят, что он делал в своих стихах «ориги- нальные естественно-исторические и этно- графические мотивы». Между тем, оба эти автора не представлены в книге ни еди- ной строчкой. Как заявляет Г. М. Пушкарев (см. пись- мо в редакцию), во всех этих пробелах составители не виноваты,—вина падает на издательство, столь неумело сократив- шее об'ем издания (наглядный пример то- го, как не надо применять режим эко- номии!). Но есть в книге и такие недочеты (прав- да, более мелкие) в которых повинны сами составители. Примеры: а) молодой поэт А. Оленич-Гнененко причислен почему-то к «старикам» в роде Вяч. Шишкова, а между тем, Оленич ров- но в два раза моложе Шишкова; б) о Якубовиче-Мельшине сказано, что он выпустил «книгу стихов». У него имеет- ся две книги стихов, при чем обе выдер- жали по нескольку изданий; в) трудно согласиться с характеристи- кой творчества Елпатьевского, о кото- ром здесь гооврится, слово о Леониде Андрееве, что «мотив безысходного ужа- са красной нитью проходит через все его произведения». Конечно, никакого безысходного ужаса у Елпатьевского нет, даже мрачные темы разрабатываются им далеко не безысходно, и доказательством * этому—напечатанный вслед за такой ха- рактеристикой прекрасный рассказ «От- летает мой соколик»; г) встречаются неточности и в тексте приводимых произведений. В известной песне «Славное море—священный Бай- кал» строка «вкруг городов озираяся зор- ко» напечатана так: «вкруг городов я по- сматривал зорко». «Озираяся» звучит, ко- нечно, куда выразительнее, чем равно- душное «я посматривал». В этой же пес- не пропущено два слова, от чего ломает- ся самый ритм ее. Вместо «тесно, в ней жить лишь большим омулям» напечатано «тесно в ней жить омулям». Все это мелочи, равно как и крупные пробелы, должны быть во втором изда- нии исправлены. А что книга в недалеком будущем потребует второго издания, в этом едва ли можно сомневаться. «Си- бирь в художественной литературе», по- скольку в ней концентрируется все наи- более ценное и характерное в этой обла- сти нужна каждой библиотеке, каждой школе, каждому культурному сибиряку. Г. Вяткин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2