Сибирские огни, 1927, № 2

В. Аф. Обручев. — «Земля Санникоьа или последние онкилоны». Научно-фан. тастический роман. Изд. «Пучина». 1926 г. Москва. Ц. 2 руб. Автор романа В. Аф. Обручев, извест- ный геолог, путешественник и исследова- тель северной и центральной Азии, не- давно отпраздновавший 40-летний юби- лей своей научной деятельности. Неожи- даное появление этого романа, очевидно, надо об'яснить той потребностью отды- ха, который является в результате упор- ной продолжительной научной работы. В данном случае этим отдыхом была об- ласть художественного творчества. Ум, привыкший к логическому и точному мышлению, дал волю фантазии, поль- зуясь научными даными. Содержанием романа служила попытка героев романа найти и исследовать таин- ственный остров Санникова, находящий ся в Северно-Ледовитом океане, где-то на севере от Котельного Мыса и острова Беннета. О нем существуют только ту- манные сведения среди северных тузем- цев и промышленников, в поисках его погибла экспедиция бар. Толя. Экспедиция, по замыслу автора, соста- вилась из 3-х студентов, сосланных на се- вер Сибири и двух промышленников-ту- земцев. Им удается найти и проникнуть вглубь загадочного острова. Он оказался чудесным по своей конструкции и обста- новке. Это—котловина громадного вул- кана, окруженная, как стеной, высокими горными хребтами, изолирующими вну- треннее пространство от ледяного дыха- ния полярного моря; в изобилии дей- ствующие горячие ключи и озера согре- вают почву и дают возможность раз- виться богатой растительности. В этом замкнутом пространстве сохра- нились несуществующие теперь живот- ные—мамонты, носороги, каменные ба- раны и т. п. Каждый год на лето туда слетаются тучи гусей, уток и других птиц. Там со- хранились и люди-дикари палеолитиче- ского периода. В далекие времена туда же переселилось племя онкилонов, род- ственных алеутам, вытесненное из север- ной Сибири натиском многочисленных чукчей. Онкилоны по культуре стоят вы- ше дикарей-людоедов, но и они не знают еще употребления железа, пользуются ка- менными и костяными орудиями; в по- стоянной борьбе с людоедами они выра- ботали военное устройство. Автор подробно описывает их быт, своеобразные жилища, обряды, используя свою несомненно большую начитанность в литературе, посвященной так называе- мым первобытным народам. Появление путешествеников совпало с назревавшими действиями вулканических сил, вследствие чего происходит ката- строфа, в которой погибают все собран- ные материалы, коллекции, фотографии, записи, и сами путешественники спасают- ся с трудом. Книга читается легко и по обилию на- учных данных будет ценным вкладом в научно-художественную беллетристику, особенно для юных читателей. Это со- впадает и с основной мыслью автора, ко- торый заканчивает свое произведение следующими словами: «Может быть, она (т.-е. книга) возбудит интерес к таин- ственной земле Санникова в ком-нибудь из нового поколения и побудит отпра- виться на поиски его среди ледяных про- сторов Северного океана». Задача эта становится и более выпол- нимой теперь, при успехах нашей авиа- ции, а любознательность и смелость, свой- ственные молодежи, выдвинут новых на- учных борцов на смену уходящим поко- лениям. К. Козьмина. Леонид Гроссман.—«От Некрасова до Есенина. Кн-ство «Современные Пробле- мы». М. 1927 г. Стр. 199. Ц. 1 р. Много обещающая заголовком, но ма- ло дающая содержанием книжица, пред- ставляющая из себя антологию русской поэзии 1840-1925 г. г. Свалены в одну ку- чу и Некрасов, и Фет. и Вяч. Иванов, и Ф. Сологуб, и Маяковский, и Гумилев, и Д. Бедный, и Ахматова (составитель, по- видимому, сам спохватился — не внес Д. Мережковского и 3. Гиппиус). Непо- нятно, почему отсутствуют М. Горький, Скиталец, П. Якубович, а внесены С. Со- ловьев, Липскеров. Тщетно ищете вы принципа, по кото- рому составлен этот сборник из 55 поэ- тов (это на 200 страницах в восьмую ли- ста), хотя в предисловии и читаете, что «мы не стремились ограничиться исклю- чительно мотивами социальной лирики». Почему из А. К. Толстого взята поэма- шутка «История от Гостомысла», тогда как можно было взять наиболее характер- ную для него «Песню о Потоке-богатыре» или «Илью Муромца»? Почему не взять характерные для духовных скитаний Есенина «На родине» или «Письмо к ма- тери». вместо малохарактерного «На Кав- казе»? Почему Огарев (это друг Герцена) помещен после Надсона и даже В. Со.и- вьева, тогда как, по нашему мнению, ему вообще не место в этом сборнике, ибо он человек предыдущего поколения? Если же вносить его, то с большим правом должеч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2