Сибирские огни, 1927, № 2

Зима для него, для сибиряка, ненавистна только тем, что приходится прятать тело. Прекрасная Плавунья оденет пимы, спрячется в комнаты. «Разве девушка и пим Совместимые понятия?». «Ты заблудишься скоро В царстве меха и стен»... ...«В безмолвьи белом Так тяжек гнет печей, овчин, Болеют жоны дряблым телом, Мужчин одолевает сплин»... Почему же за все приходится платить «телу»? «Вот, если разум делает дебош, За что же,—об'ясните мне причину,— Я не в сознанье получаю нож, А между ребер, в сердце или в спину?». Это шутя; но все же любовь, ощущение плоти, земляная жажда зву- чат у Мартынова Лондоновским эхом. Поэмы Мартынова, как сказано, о при- ключениях. У Мартынова даже древний алтайский бог Эрлик становится зо- лотоискателем. «Пираты», «Золотая Лихорадка», «Повелительница баранта- чей», «Айналаин», «Бусы»—вот названия его стихотворных рассказов. Я по- # вторяю имя Джека Лондона, потому что, при обычном нашем уровне развития и способе разбираться, непременно начинают гадать: а нет ли чего-нибудь вредного в этих темах? Разве могут быть созвучны с нашим обществом, ра- стущим в социализм, белые, рыжие дикари, х в а т телу и силе, хищная люд- ская воля? Уж не Гумиловщина ли? И есть святейшие отцы, у которых наблюдаются неврастенические припадки подобных вопросов, и они с дрожью думают: «А может быть этого и печатать нельзя»?! Придется прописать успокоительных капель. Одна из прекраснейших книг, вышедших в текущем году на русском языке, книга Чармиэн Лондон о Джеке Лондоне, снабжена предисловием проф. П. С. Когана. (Его едва ли кто заподозрит в «невыдержанности»). Он пишет. «Джек Лондон не столько постигал экономическую сущность и полити- ческую роль социализма, сколько принял тот тип человека, который нужен социализму для его осуществления. Социализм, как конечная цель, маячил где-то вдали, идеализировался, как будущее общество, как раса могучих и сильных людей. Но социализм, как стимул борьбы... как источник происхож- дения суровых людей —э т от социализм был усвоен Джеком Лондоном»... «Революционное движение почти всюду в настоящее время упирается в проблему личности... Казалось бы, нет точек соприкосновения между идеей, враждебно противоставляющей свободу личности и общественную необходи- мость... И тем не менее... Всякое массовое движение, всякий коллективизм не следует понимать упрощенно... Если внимательно присмотреться к современ- ной европейской и американской литературе, не к той литературе, которая выражает настроение упадочных классов, сосредоточивается на личности, ушедшей от общества в глубины своих собственных переживаний, а к лите- ратуре, вызванной к жизни стремлениями творческих классов современного человечества, то мы увидим, что вся она проникнута идеей этого нового че- ловека. Это тип человека, который принял грубую правду жизни, понял жизнь, как жестокую борьбу за существование, постиг э тот основной закон бытия и знает, что путь к гармоническому сочетанию человеских усилий лежит то- же через борьбу».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2