Сибирские огни, 1927, № 2

Это раздваивающееся стихотворение прекрасно отражает и радость, что вот, мол, хоть поневоле, а много прилетело в Сибирь европейских пев- чих птичек, и предчувствие неизбежного конца. «Силы в бурях мы растратили, Но настала тишина И теперь мы лишь мечтатели За бокалами вина». В этом все, в сущности, содержание поэзии периода колчаковщины. Но даже в то время по вольным тайгам Сибири пелись совсем другие песни. Поэт минусинских партизан, Рогозин, где-то неведомо противопоставлял изящным Масловским виршам, ощущению своей гибели,—счастье борющего- ся, бессмертного, коллектива. «Услыша вольный голос рога, Мужик тотчас бросает плуг И собирается в дорогу: В тайгу! бить трона верных слуг! Мать починяет однорядку, Жена тащит пятизарядку, Сын—кабаргиную доху, А сам наспех седло латает, На ноги бродни обувает... Часы невидимо бегут. Мятежник, наскоро прощаясь Со всеми, высказал жене: Не плачь, Федора, обо мне! К о л ь не у б ь ю т , т а к ж и в о с т а н у с ь , У б ь ю т — в о н Т и ш к а п о д р а с т е т . И в горы конь его несет». К сожалению, Рогозин как - то не сумел, впоследствии, овладеть город- ской «журнальной» техникой стиха и до сих пор не выдвинулся. В Азии пишется, пропорционально, больше русских стихов, чем в Европе. Громадные стихотворные папки наших газет и в особенности «Си- бирских Огней», замечательное обилие и мастерство частушек говорят о почти поголовной стихотворной «грамотности». Вероятно, э т о—в е я н ие ко- ренных национальностей, путешественников и фантазеров, поющих, импрови- зирующих во все дни своей жизни. Да и сама природа Сибири, для выходца из русской скучной равнины, где «ни замков, ни морей, ни гор», глубоко пора- жа ет переселенца, обосновавшегося вдоль южных великих кряжей и по тече- нию великих рек. Более мощная, более суровая, а иногда неожиданно более теплая и красочная, Сибирь заставляет говорить о себе, любить и ненавидеть, бороться и творить. Стихи неведомых поэтов приходят с голубых А.тгаев и полярных тундр. Слесарь села Мало-Бащалак, Бийского округа, просит редакцию ука- з а ть: «Какие излагать мотивы, какие рифмы и самые лучшие темы... какие не- достатки и как нужно разрабатывать вопросы по поэтизму». Рыбак и охотник Н. Н. Грудницкий, житель полярной Дудинки, с оче- видностью доказывает, что поэтическое творчество если и з амерз ает кое от чего, но только не от .мороза. «Бывало, прежде чем напишешь слова два-три, чернила на холоде заледенеют на пере. Потаешь их над жировиком и снова пишешь. И э то после дневного физического труда. Так же и сейчас. Хотя и в тепле и со светом лампы, но после труда все же—все спят, а я—за стол и пи- шешь или читаешь, улавливаешь, как нужно писать». ..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2