Сибирские огни, 1927, № 2

рядовом учителе, который был назначен заведывающим отделом народного образования и через которого все эти прожекты проходили. Между прочим, был задуман проект постройки Дворца Труда, очень величавого и крупного здания. Так вот, этот проект не мог быть осуществлен по той простой при- чине, что, когда нужно было вычертить план, во всем городе не нашлось чер- тежной туши. Как видите, есть все же разница, у нас тушь нашлась и нашлись силы не только для вычерчивания чертежа проекта, но и для осуществления этого проекта. Мы думали тогда и об об'единении писательских сит, о том, самом, что осуществилось год тому назад в форме Сибирского союза писателей. Только тогда мы ставили другие сроки и говорили это иначе. При переходе на вто- рой год издания редакция говорили об этом так: «Если в 1922 году, смеем думать, редакции удалось, хотя бы частично, об'единить писательские силы Сибири, то в 1923 году это об'единение, на- деемся, закрепить более полно, подготовляя, таким образом, создание одного из окраинных революционно-культурных бастионов первой в мире республи- ки трудящихся». Вы видите, что самый стиль этого заявления соответствует тем годам. Об'единение, о котором тогда говорилось, осуществилось несколько позже и наши писательские силы пришли под другим названием, в более по- тертой одежде, с иными, более простыми словами. Этот революционно-куль- турный бастион мы имеем под более скромным названием Сибирского союза писателей, который отмечает сегодня пятилетие сибирского журнала. И за Еремя, когда были найдены, более простые слова, писательскими силами была проделана 1 довольно большая будничная работа. Писатели пришли к нам с гру- ллми чернового материала, с большим жизненным опытом, который им остается только претворить в художественные ценности!. Я две минуты займу, как это обычно полагается в выступлениях, ста- тистическими данными (голос с места: не обязательно). Это нужно для неко- торых выводов, да к тому же здесь уже говорилось относительно удельного ьеса тех или иных отделов журнала. Вот по части художественного слова. Художественное слово сделало скачек от 33 до 45 процентов размеров журнала. Художественное слово идет на повышение. Вторым отделом по величине является отдел «Былое», зани- мающий 20 процентов, при чем были годы, когда этот процент доходил до 27, т.-е. один Вениамин Давидович Вегман занимал целую четверть журнала! Критика и библиография составляет в среднем 17 процентов, но тоже дохо- дила до одной трети журнала. Политико-экономический отдел занимает в среднем всего лишь 10 процентов. В 1922 году он доходил до 24 процентов, а сейчас спустился до шести. Статьи по вопросам современности. Они появились лишь с 1924 года и сейчас удельный вес их достигает уже 17 процентов, т.-е. современность сей- час на втором месте после художественного слова. Отдел «Былое» занял уже третье место. Какой отсюда можно сделать основной вывод? Пестрота в соотношении этих отделов, перемещения внутри журнала доказывают, что журнал еще не установился, и первичный период организационной работы еще не прошел. Поэтому стоит поговорить и о типе журнала. В этом отношении мы должны опять вспомнить период основания жур- нала. Он создан через два месяца после «Красной Нови», создан по типу этого журнала. Очевидно, ощущалась нужда именно в таком типе. Но, как известно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2